Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Поэтому у Бога Отца есть только Один Свидетель — это Его Сын. Помните, когда апостол Филипп просил Иисуса Христа показать Отца Небесного? Иисус Христос сказал ему: «…столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин.14,9). Видите, как заблуждаются эти мужчины и женщины, которые ходят по домам и говорят, что они «свидетели Иеговы»!

Мы можем свидетельствовать только о том, что Господь сделал с нами. Иоанн Богослов имел свидетельство Иисуса Христа. Апостолы не называли себя свидетелями Иеговы, они называли себя свидетелями Иисуса Христа. И Сам Христос говорил им: «…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1,8). Почему они были свидетелями Иисуса Христа?

Потому что они видели Его своими глазами, они осязали Его своими руками, они слышали Его своими ушами. Они были свидетелями - в смысле самоочевидцами - Слова, то есть они непосредственно с Ним общались. Поэтому здесь одной строкой сказано об Иоанне Богослове: «который свидетельствовал слово Божие (то есть проповедовал Слово Божие, – О.С.) и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (то есть проповедовал о Христе)» (Откр.1,2).

Имеем ли мы это свидетельство Иисуса Христа, которое дается от Иоанна Богослова? Да, это Евангелие от Иоанна. Это его свидетельство, это его проповедь. Надо заметить, что проповедь апостолов очень серьезно отличалась от тех проповедей, которые вы слышите от нас. Это были рассказы об Иисусе Христе. То, что вы читаете в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, — это записанные апостольские проповеди.

Они были самоочевидцы Слова, их свидетельство имело значение. Евангелие от Матфея написал апостол Матфей — он был один из числа двенадцати. Евангелие от Марка написал Марк — он не был апостолом из числа двенадцати, он был личным секретарем апостола Петра. Поэтому Евангелие от Марка — это записанные проповеди первоверховного апостола Петра.

Евангелие от Луки написал Лука, который тоже не был в числе двенадцати. Это записанные проповеди апостола Павла, ибо Лука был сотрудник апостола Павла, это уже был христианин третьего поколения. Марк — христианин второго поколения, Лука — третьего поколения. Павел принимал некие видения непосредственно от Иисуса Христа, но он собирал свидетельства об Иисусе Христе, общаясь с апостолами Иаковом и Петром.

Он специально путешествовал в Иерусалим, чтобы собирать эти свидетельства (Гал.1,18-19). Евангелие от Иоанна — это свидетельство христианина первого поколения, он писал то, что он непосредственно видели то, что слышал. В 1-м Соборном послании апостола Иоанна Богослова сказано: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1,1-3).

Отношения между Иоанном Богословом и Иисусом Христом были очень близкие. Иоанн Богослов на Тайной Вечере даже возлегал на груди Учителя и слышал, как бьется Его Божественное сердце. Иоанн Богослов не покинул Иисуса Христа даже у Голгофского Креста. В то время когда все остальные апостолы разбежались («страха ради иудейского» они прятались), Иоанн, как самый юный, такой конченый идеалист, — он оставался до конца.

Он был рядом с Божьей Матерью, и они стояли прямо под Крестом. Поэтому вот эти слова — и «свидетельство Иисуса Христа и что он видел» — это характеристика Иоанна Богослова. Он многое действительно видел своими глазами. И вот за то, что он показал удивительную силу любви даже в самых критических ситуациях, Господь избирает его быть последним свидетелем Иисуса Христа.

Он прожил дольше всех апостолов, и ему было дано последнее Откровение, которое Иисус Христос получил от Бога Отца, передал это Ангелу и послал этого Ангела Иоанну Богослову. И этим Откровением заканчивается весь свод Библии — книг Ветхого и Нового завета. Поэтому не случайно, что далее говорится об особой характеристике того текста, который мы изучаем.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр.1,3). Это третий стих. О ком здесь говорится? О вас. Здесь сказано: «Блажен читающий…». Мы сейчас читаем и даже изучаем эту к нигу Откровения, это означает, что мы блаженны. Что значит «блаженны»? Счастливы. Мы должны очень дорожить такой удивительной возможностью, которая нам предоставляется, — изучать Откровение Иисуса Христа, полученное от Бога Отца, которое было передано Иисусом Христом Ангелу, и Ангел принес это Откровение Иоанну Богослову.

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего». Казалось бы, некоторая такая тавтология — почему сказано: «читающий и слушающие»? Казалось бы, одно подразумевает другое? Если ты читаешь, то ты и слушаешь. Зачем говорится будто бы об одном и том же? Дело в том, что можно читать, но не слышать. Вы, наверное, замечали такую ситуацию на молитве, когда дома молитесь — и вдруг ловите себя на мысли: а какую я молитву читаю, кому — Иисусу Христу или Божией Матери?

Потом — раз, вверх смотрите — ах, да, Божией Матери, ну, Слава Богу. Или вы читаете молитву и ловите себя на мысли, что вы вообще думаете о другом. То есть, читающий и слушающий — это разные вещи. Вот в старину (у меня есть несколько старинных книг в личной библиотеке) тексты Евангелия записывались сплошным массивом, без деления на слова.

Вот, представьте — одни буквы идут подряд. Это очень здорово. Кстати, и апостолы писали так, в их текстах не было деления на слова. Самые древние христианские рукописи — это буквы подряд. Если вы читаете обычный, нарезанный текст, то вы можете читать и думать о чем угодно. Но если вы читаете такой сплошной текст и мысль начинает уходить в сторону, вы сразу останавливаете чтение, вы не можете продолжать.