Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

То есть, один день никогда не похож на другой. Это новый день, его никогда не было. Это новое благословение Бога. Как вот эта беседа — это новое благословение Бога. Вот эта Литургия, на которой мы были, — это новое благословение Бога, которое дается нам. То есть, христианин может постоянно обновлять свой религиозный опыт. В принципе, общины христиан могли ограничиться Пятикнижием Моисея.

Когда Господь пришел, это было главное чтение, которое было у евреев, и в Пятикнижии очень много говорится об Иисусе Христе, там есть пророчества, это удивительный текст Божьего закона, но Господь хочет постоянно обновлять наш религиозный опыт. Почему? Потому, что Бог видит, что обстоятельства последних дней не такие, как обстоятельства первых дней.

Это не значит, что в древности было лучше, иногда в древности бывало и хуже. Например, Господь говорит о разводном письме, которое Моисей повелел давать. Господь говорит: он, Моисей, дал вам его по жестокосердию вашему, а изначала так не было. То есть, там были разные ситуации. Откровение Иоанна Богослова — это к нига для последних дней. Сказано: «ибо время близко».

Во всей Библии есть только две книги, предназначенные для последнего времени. И эти книги надо изучать именно в последние времена. Это Книга пророка Даниила, о которой прямо сказано, что она запечатана для последних дней, то есть ее будет истолковывать Церковь в последние времена. Сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан.12,4).

Через пророческие книги мы увеличиваем, «умножаем ведение», то есть познание о Боге, без которого невозможно спастись, ибо сказано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя…» (Ос.4,6). И Книга Откровение Иоанна Богослова. Этим как раз и объясняется то особое отношение к ней, ее нельзя изучать самостоятельно, как я уже сказал, ее надо изучать под руководством Церкви.

И мы читаем далее: «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр.1,4). «находящимся в Асии», проф.Глубоковский Н.Н., пишет: «АСИЯ,АЗИЯ (Деян 2:9), страна света. Это название первоначально прилагалось к небольшой Лидийской области, включавшей в себя м. б., Ионию и Эолию.

Название постепенно распространилось в своем значении, пока не обозначилась вся Малая Азия, и, наконец, под этим названием стали уже разуметь всю огромнейшую часть вост. Материка земного шара»[3] . Здесь говорит Иоанн, но он говорит не от себя. Он говорит то, что получил от Ангела, то, что Ангел получил от Иисуса Христа, и то, что Иисус Христос получил от Отца Своего Небесного.

В Послании апостола Петра сказано: «Говорит ли кто, говори, как слова Божии» (1Пет.4,11). Очень важно, братья и сестры, что, когда нам что-то говорят, мы должны переспрашивать: — А где об этом сказано в Писании? Вот, если мы это делаем, это очень важно. Потому что нам могут наговорить всё что угодно. Мы всегда должны переспрашивать: — А где об этом сказано в Писании? Есть ли это в Писании?

Дело в том, что мы не можем всецело руководствоваться всеми святыми Отцами, которые оставили множество разных книг. Почему? Потому, что Отцы в некоторых случаях по-разному верили, то есть понимали те или иные вопросы. Это были очень разные люди. Если мы будем признавать писания всех святых Отцов, то мы можем заблудиться. Например, святитель Григорий Нисский верил в то, и он об этом писал, что дьявол покается, что бесы покаются и спасутся, что не будет никаких вечных мук.

Он был настолько любвеобильный, что его любовь не знала предела. Он молился за демонов, вспоминая о том, что они когда-то были светлыми а нгелами. Он молился о том, чтобы Господь послал покаяние не только его соседу по келье, но и самому Люциферу, дьяволу. Но если простой христианин будет подражать во всем святителю Григорию Нисскому, он может очень серьезно повредить себе.

Потому что одно дело — такой святой муж, и другое дело — мы с какими-то нашими проблемами. Поэтому мы, братья и сестры, в своем исследовании слова Божия должны руководствоваться не частностями. Такие частные суждения святых Отцов называются теологуменами. Есть такое богословское понятие — теологумен, что значит частное богословское мнение.

Мы не говорим, что это ересь, из уважения к этим отцам мы говорим: это их частное богословское мнение. Но, те, которые только на этих теологуменах строят свое мировоззрение, эти люди могут впасть в ересь. Поэтому под учением Церкви надо понимать такое учение, которое всегда знали христиане разных времен и разных поместных ц ерквей. Вот это и есть соборный принцип — «согласие отцов».

А если какое-то учение высказывал только один святой отец, только одна поместная ц ерковь знала это, а другая не знала, вот это уже теологумен — частное богословское мнение. И вот, Иоанн пишет семи ц ерквам, находящимся в Асии: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр.1,4).

Может быть, это послание, послание Книги Откровения, имеет отношение только к этим же семи христианским общинам? Нет. Уникальность библейского откровения заключается в том, что любое пророчество универсально. Оно относится к тем людям, во дни которых пророчество произносится. Оно относится ко всем последующим поколениям христиан, и оно относится к самому последнему времени.