Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Иногда верующие задаются вопросом: если жизнь епископа или священника вызывает нарекания, можно ли у него брать благословение, причащаться у него и молиться с ним вместе? Святые Отцы согласно учат, что благодать действует и через недостойного священнослужителя. Так, например, блаженный Августин писал: «Служители ц еркви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми.

Каков бы ни был священник, когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, — его поучения, если содержат истину, полезны для других, —  его священнодействия имеют всю силу для верующего. За себя он сам даст ответ Богу, но для паствы он есть истинный пастырь». Святой Ефрем Сирин учил: «…Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана, или не достоин, то не презирай его ради заповеди Христовой.

Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший был и недостоин».  Святитель Иоанн Златоуст говорил еще более категорично: «…Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога… если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова… В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын покрывает все».

А если люди не принадлежат к Церкви, у них нет надежды на спасение. Один из православных старцев (по-моему, Серафим Саровский, но я могу здесь ошибаться) говорил: — Церковь — это корабль, вот плывем на этом корабле, мы спасаемся с трудом, потому что буря очень тяжелая. А другие веры — это всякие плоты, какие-то маленькие баркасики, как они доплывут? Вряд ли они доплывут. Тут на корабле бы...

Буря иногда поднимается — людей с палубы смывает. Такое бывает на флоте. Так бывает и в нашей жизни — греховные волны поднимаются на человека, и его смывает, и уже его в Церкви мы не видим. Вот молодежь куда девается? Дети ходят, ходят, потом нет — пропали, умерли все, что ли? И постоянно так, сколько лет я служу и замечаю — ходят, ходят, ходят — 13, 15, 16 лет… Потом раз — пропали. Ну, к 40–50 годам вернутся.

А сейчас «в стране далече» где-то бродят. Одна женщина задала мне вопрос: «Мой ребенок до 15-ти лет ходил вместе со мною в храм, потом совсем перестал ходить. Как к этому относиться? В нашем храме за воскресной службой более 300 человек. Но это либо пожилые люди, либо дети. Молодежь очень редко заходит в храм, чаще для венчания или иных треб.

Многие дети, взрослея, как и мой ребенок, пропадают неизвестно куда, и мы их не видим в храме за службой. Поясните, батюшка, что же с ними происходит, куда пропадают наши дети?» На  Архиерейском Соборе 2004 г. Святейший Патриарх обратил внимание на то обстоятельство, что многие из числа прошедших обучение в воскресных школах потом в храмы не ходят, они как бы растворяются в мирской жизни.

Патриарх предложил отцам Собора более серьезно отнестись к данной проблеме, прочувствовать ее и найти выход из создавшейся ситуации.   Возраст примерно от 15-ти до 35-ти лет есть время некой духовной невменяемости человека. Молодость и есть самая опасная пора в жизни человека. В 13-14 лет в молодом человеке пробуждается сексуальное чувство, и затем доминирует в нем до 35-45 лет.

Именно в этот период жизни человека происходит накапливание греховности. В Книге Иова мы находим такие слова: «Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах» (Иов 20,11). Грехи накапливаются человеком именно от времени его полового созревания и до первых признаков старения организма. Премудрый Соломон писал о молодых: «Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу» (Притч.7,6-7).

Подобная характеристика молодости — неопытность и неразумность — есть именно библейская характеристика самому опасному периоду в жизни человека. Греховный мир и порочные люди воспевают молодость, но любой верующий человек с ужасом вспоминает греховную беспечность своей собственной молодости и ни за что не желает вернуться к сим дням порочной юности своей.

Светло и чисто наше детство, осмысленны и вдумчивы годы зрелости и старости, и только юность наша, как предатель, настигает нас ударом в спину, и напоминает о прежде содеянных грехах и преступлениях. Грешники не понимают трагизма дней юности своей, она представляется им неким непрекращающимся праздником. Да! Молодость и есть праздник и веселье, но вслед за ними придет горькое разочарование и страх грядущих судов Божиих.

Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.11,9). Итак, молодость напаяет нас грехами, переполняет нас ими, и именно поэтому она столь неохотно вспоминается духовно зрелыми людьми.

Мы так не хотим, чтобы прежде содеянные грехи настигали нас, ввергая душу в тиски отчаяния и уныния! Я не знаю ни одного зрелого христианина, который вспоминал бы свою молодость с восторгом, напротив, глубокое чувство сожаления наполняет душу верующего, когда он вспоминает беспечную греховность дней юности и молодости своей. Если бы не светлое и радостное детство, то, оборачиваясь в прошлое, мы так и не смогли бы найти ничего светлого и подлинно радостного.

Западный мир весь сориентирован на культ молодости и юности. Когда видишь молодящихся иностранных туристов, этих одетых под молодежный стиль старушек и старичков, видишь их искусственный румянец и притянутую к ушам кожу, то единственное, о чем можно подумать, так это о живых трупах, зомби. Такие люди и выглядят, как гробы раскрашенные. Нормальный христианин не стыдится старости своей, не стыдится детства своего; единственное, что его может по-настоящему беспокоить, так это беспечная в своей греховной лихорадке молодость.