Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф.12,39). В Священном Писании не излагается все, что можно было бы сказать об Иисусе Христе. Например, в Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21,25).

Но вот этого минимума, по мнению праведного Авраама из сегодняшней притчи о богаче и Лазаре, уже достаточно. И сверх того, что имел в виду Авраам, говоря о Моисеевом Законе и пророках, мы имеем еще и Новый Завет — более совершенное раскрытие Божественного Откровения. Ветхий и Новый Заветы — есть слово Божие. Однако святитель Иоанн Златоуст говорил, что отличия существуют.

Как земля  находится очень низко по отношению к небу, — точно так же и закон Моисеев  находится низко по отношению к евангельскому учению. Потому что, по сути своей, Закон говорит о делах, которые люди не могут исполнить. И вся история рода человеческого является тому ярким подтверждением. Я недавно беседовал с одним иудеем — это серьезный ученый, но он не верит в Иисуса Христа — и задал ему вопрос: — А почему вы так стремитесь х рам восстановить, что в принципе человеку дает х рам?

Ну, будут у вас жертвы, а какие грехи они будут снимать? И он очень компетентно, грамотно ответил, что, например, грех прелюбодеяния не снимается никакой жертвой, человека придется все равно побивать камнями. Грех убийства не снимается никакой жертвой, какую бы ни приносили в х раме, если бы его восстановили. Человека побивают камнями. И он привел слова одного очень авторитетного еврейского богослова, Раши, который говорил: — Вы особо не надейтесь на х рам, потому что, какие бы жертвы вы там ни приносили… — ну, может быть, вам простится, если, идя по полю, вы увидели птицу, которая сидела на яйцах, высиживая их, а вы забрали мать, наседку невылупившихся птенцов.

Может быть, потом принесете в жертву вола в храме. Может быть, это простится. Но за серьезные проступки придется отвечать. И я задал еще один вопрос этому иудею: — Вот Вы мне можете объяснить такую вещь: что случилось в I веке? Вот что такого вы сотворили ужасного, что Господь на вас прогневался, разрушился ваш х рам, язычники разорили всю вашу землю, а вас рассеяли по окраинам империи. Ну, вот что такого вы нагрешили? Что же у вас в I веке там было?

Он говорит: — У нас вообще-то был расцвет богословия, фарисейские школы, книжники, Талмуд формировался… Я говорю: — Но что-то вы же сделали дурное, чего ж вы там натворили, в первом веке, что Господь на вас так восстал? Он говорит: — Ну, я понимаю, на что Вы намекаете. Но мы не придаем личности Иисуса из Назарета такое значение.

Я ему: — Ну, тогда объясните, что вы сотворили, что Бог так на вас обиделся? И вдруг он говорит: — Я, кроме этого события, ничего не могу вспомнить. В первом веке в 33-м году был распят на Кресте Господь наш Иисус Христос. И в этом же поколении? в 66-м году началась и удейская война, в 70-м - был разрушен Иерусалимский храм, и все это происходило в глазах одного поколения.

Я думаю, что, когда Иерусалим был окружен римскими войсками и римляне приказывали всех пойманных евреев распинать около города, когда весь город оказался окружен распятыми, многие евреи, глядя со стен осажденного города, вспоминали только одного распятого Человека — Иисуса из Назарета. И для многих, наверняка, становилось очевидной истиной,  что они совершили страшный грех.

Только от голода в осажденном Иерусалиме погибло 115 880 человек. Иосиф Флавий, как очевидец событий, писал, что в городе началось людоедство. Пророк Иеремия предсказал подобное: «Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых. Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею во время гибели дщери народа моего» (Иер.4,9-10).

Итак, мы с вами продолжаем чтение Книги Откровение Иоанна Богослова. И сегодня мы читаем с вами 2 главу с 1 стиха и ниже. Здесь сказано: «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (Откр.2,1). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, так объясняет этот текст: «Говорит с Церковью через Ангела, подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками через учителя, потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика: ошибки и успехи его...

Под семью звездами, или Ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием, под именем семи небес здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, содержимыми, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и через святых Ангелов управляет миром». Действительно, Христос, ходящий посреди семи золотых светильников, Он шествует как Царь, который управляет семью небесами и всей ц ерковной полнотою, и через ангельские чины Он устанавливает Свою власть над ц ерквами.

В каждой ц еркви есть небесный Ангел, но есть и земной Ангел. Мы с вами установили, что у нашего храма есть два небесных покровителя — это Креститель Спасов Иоанн и св. апостол и евангелист Матфей, во имя которого у нас построен второй придел. Но настоятель церковной общины тоже называется Ангелом. Я имею в виду отца Иоанна[4] . Ангелом всей Русской Церкви является наш Патриарх Алексий II .

Иными словами, священнослужители по чину своего сана совершают ангельское служение, ангельскую миссию. Ангельское служение предстоятелей церквей имеет огромное значение, и когда мы воспринимаем наших настоятелей, пастырей, архипастырей именно как а нгелов Церкви Божией, то меняется и наша система взаимоотношений со священноначалием. Церковное послушание уже не выглядит как исполнение неких обязанностей, осуществление некой общественной нагрузки, как это очень было принято в советское время — всем давать какую-то общественную нагрузку.

Кто-то стенгазету готовит, кто-то членские взносы собирает. В Церкви любое действие, которое совершается по послушанию, может рассматриваться как священнодействие. И в этом смысле в Церкви священнодействуют в той или иной степени все. Именно поэтому в Священном Писании, особенно в Посланиях апостола Павла, вы можете найти указание на то, что есть сугубое священство — диаконат, пресвитериат, епископат, и есть всеобщее царственное священство, то есть каждый крещеный православный человек священнодействует в народе Божием.