Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Святитель Иоанн Златоуст говорил так: Знаю, что многие ужасаются только одной геенны, но я думаю, что лишение оной славы (славы с Богом) есть мучение жесточайшее, нежели геенна... Услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний. Этот что захватит – сожжет и изменит на другое. А тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым.

Ибо и грешникам надлежит облечься в бессмертие... а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может. Один из русских подвижников говорил: “Если хочешь представить себе ад, возьми свечку, зажги и держи над ней руку, пока можешь. Потом отдерни руку и скажи себе: “А из ада тебя никто не вынет””. Церковь учит, что адские муки будут вечные, что они никогда не прекратятся.

Замкнут круг адских мучений, нестерпимая вечная боль ждет грешников. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Церковь осудила учение Оригена о всеобщем спасении. Есть такие либералы-богословы, которые утешают, что в итоге спасутся все. И грешники тоже – погорят немного в огне, а потом прощены будут. И демоны спасутся, и диаволы раскаются.

Пятый Вселенский Собор категорически осудил это учение. Не стоит обманывать себя. Человек, воскресший во плоти, получает неумирающее тело. И вся природа вокруг него изменяется. И огонь становится неугасимым. И вся жизнь – вне времени. Святитель Климент Римский, один из древнейших богословов апостольского века, учил: Бессмертны все души – и нечестивых, для которых было бы лучше, если бы они не были нетленны, потому что мучаясь бесконечным мучением в огне неугасимом и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию.

Это та вечность, которая поглотила уже огромное количество людей – двадцать миллиардов человек жило и умерло на земле со времен Адама. Как вы думаете, сколько из них находится в аду? Миллиарды людей уже вошли в круг преддверия адских страданий. Святые отцы говорили: Держи свой ум в аде и не согрешишь вовек. Иными словами, помни об участи грешников – и страх мучений остановит тебя перед грехом.

Что же ждет в Царстве славы верующих людей. В Евангелии от Иоанна сказано: В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14, 2-3). Господь будет с верующими в Него. Он будет с нами в вечности, если мы сподобимся войти в Царство славы.

И будем мы вечными причастниками радости, которую мы испытываем сейчас только на Божественной литургии, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Святитель Киприан говорит: Какая будет слава, какая радость удостоится того, чтобы зреть Бога, и вместе со Христом, Господом, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, и мучеников, вместе со святыми и друзьями Божьими наслаждаться дарованным бессмертием и получить то, чего не видело око, не слышало ухо, и что на сердце человеку не восходило.

Здесь святитель Киприан цитирует слова апостола Павла, говорившего, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Но далее апостол говорит, что жизнь вечная начинается в этой жизни, когда ты становишься христианином, когда отрекаешься от язычества и идешь по пути спасения.

Святитель Василий Великий восклицал: Царство Небесное есть созерцание. Теперь как сквозь тусклое стекло видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа. Какие удивительные слова! Мы, греховные, сейчас все видим не так.

Недавно один мой знакомый, еще неверующий, сказал, что на иконе все неправильно: и фигуры удлиненные, и перспектива нарушена. Я ответил, что это мы после грехопадения Адама и Евы все видим неправильно. А иконы – это истинное видение духовного мира. И святитель Василий Великий говорит, что человек в Царстве славы все будет видеть в истинном свете, таким, каким оно является на самом деле.

И единственное условие для этого – сохранить чистоту веры, без чего никто не узрит Господа своего. Мир, который ждет человека спасшегося, будет удивительным. В нем не будет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Все будут одного возраста – тридцати лет, в меру возраста полноты Христовой. Цитирую: Все будут здоровы, не будет чей-то полноты, не будет чей-то худобы.

У пророка Исайи читаем: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод... И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему (Ис. 35, 5-8).

Путь, которым мы идем в этой жизни, – узкий, тернистый путь. Там же будет широкая дорога, открытая для праведных. Неужели, чтобы стяжать такую радость, мы не можем прожить на этой земле годы, данные нам Богом, – эти тридцать, сорок, пятьдесят лет – так, как положено? В Добротолюбии сказано: Если бы ты даже три жизни жил, и все три жизни прожил праведно, то в лучшем случае заслужил бы еще три хороших жизни от Бога.

Но тебе дается за одну твою жизнь, если ты проживешь ее по-христиански, целая вечность. И сказано об этой вечности в Откровении Апостола Иоанна Богослова: Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.