Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Природа никогда не привязывает нас к конкретной исторической ситуации. Она – вне времени. И стоя где-нибудь в поле, ты понимаешь, что так было здесь и сто, и двести лет назад, и во времена преподобного Сергия. Город – совсем другой: асфальт под ногами, во-круг бетонные постройки, трубы, дым, грязь, мусор. И люди стали привыкать к такому “пейзажу”.

Один человек, совершивший паломничество во Святую землю, рассказывал мне, как по возвращении оттуда он вдруг все увидел в другом свете. Он, живший там неделю в православном монастыре, приехал домой в Москву и увидел свалку, канаву рядом со своим домом, лужу, через которую прыгают прохожие. Неприятно пораженный своим открытием, он стал вспоминать, что сам неоднократно прыгал через эту лужу, и даже отыскал глазами камень, на который надо встать, чтобы удачно прыгнуть.

Почему же теперь все воспринимается по-другому? Побывав там, где ступала нога Господа, у великой святыни, он уже иначе воспринимает весь мир. А вот Каин не хочет жить в мире Божием, он хочет создать свой искусственный мир. И в этом городе он будет жить по своим правилам. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Быт. 4, 18-19). Грех проявляется в детях Каина – у них появилось многоженство, которое начинает угрожать и жизни самого Ламеха. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема (Быт. 4, 20-22).

Мы видим, что, живя в искусственном мире, в искусственном городе, потомки Каина начинают создавать ремесла, давшие потом начало промышленности. И если ранее мы говорили, что земледелие учреждено Господом, то здесь мы видим, что промышленность – дело рук потомков Каина. Нетрудно предположить, что Тувалкаин, который был ковачем всех орудий из меди и железа, ковал не только орудия труда, но и орудия убийства – оружие.

Не случайно в этом роде так возрастают масштабы убийств, и расцветает кровная месть. Ламех, напуганный собственным грехом, грехом многоженства, а затем и убийства, говорит своим женам: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Быт. 4, 23-24).

Мы видим, что грех порождает грех, подобно лавине, начинающейся с малого комочка снега. Всемеро превратилось в семьдесят раз всемеро! Древние учили, что Господь Сам открыл Каину, что его по прошествии жизни семи поколений убьют. Убийство Каина совершает его потомок, Ламех, который на охоте перепутал пожилого Каина с диким зверем и убил его стрелой из лука.

Зло всегда настигает того, кто его сотворил. Сыны Божии Вернемся к Авелю. Господь восстанавливает праведную ветвь Авеля. О восстановлении рода праведных в Писании сказано: И познал Адам еще [Еву] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт. 4, 25). Другое семя – другой народ.

Появляются две родовые линии: каиниты и сифиты. Каиниты следуют человекоубийце Каину. Сифиты продолжают традиции праведного Авеля. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бог] (Быт. 4, 26). Вот только когда изгнанное из рая человечество вновь стало призывать имя Господа! До этого оно обходилось без Него.

Вот родословие Адама; когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их... Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер (Быт. 5, 1-5). Известно, что Адам, праотец наш, раскаялся в содеянном грехе и пребывал в строгом воздержании и посте 130 лет.

Оставил он этот мир в состоянии покаяния и сокрушения о грехопадении. Еще в раю, предупреждая о последствиях ослушания, Господь Бог говорил нашим прародителям: а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Возникает вопрос: почему же Адам не умер в тот же день, когда съел запретный плод?

Здесь надо понять, что жизнь в раю означала жизнь в Мире Божием, где и время, и пространство иное, чем в нашем мире. О Божием времени сказано: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8). И в этом смысле Адам и Ева умерли в тот самый день, когда согрешили, потому что потеряли жизнь в Мире Божием, который вечен.

Первые люди жили очень долго, более девятисот лет. Господь давал им многие годы жизни, чтобы они могли плодиться и размножаться и наполнять землю. Но мы видим, что в действительности есть два народа, два пути жизни. Один народ – праведный, далее в Библии он будет назван сынами Божиими. Другой народ – грешный, далее названный сынами человеческими.

Но и тот, и другой народ – это уже смертное, изгнанное из рая человечество. И вот пришла первая, естественная смерть к людям: умер Адам. Святитель Василий Великий излагает предание, согласно которому люди, не зная, что делать с телом умершего человека, положили его на горе под палящими лучами солнца. И оно лежало там, и кожа стала сходить со лба.