Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Зло всегда настигает того, кто его сотворил. Сыны Божии Вернемся к Авелю. Господь восстанавливает праведную ветвь Авеля. О восстановлении рода праведных в Писании сказано: И познал Адам еще [Еву] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт. 4, 25). Другое семя – другой народ.

Появляются две родовые линии: каиниты и сифиты. Каиниты следуют человекоубийце Каину. Сифиты продолжают традиции праведного Авеля. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бог] (Быт. 4, 26). Вот только когда изгнанное из рая человечество вновь стало призывать имя Господа! До этого оно обходилось без Него.

Вот родословие Адама; когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их... Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер (Быт. 5, 1-5). Известно, что Адам, праотец наш, раскаялся в содеянном грехе и пребывал в строгом воздержании и посте 130 лет.

Оставил он этот мир в состоянии покаяния и сокрушения о грехопадении. Еще в раю, предупреждая о последствиях ослушания, Господь Бог говорил нашим прародителям: а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Возникает вопрос: почему же Адам не умер в тот же день, когда съел запретный плод?

Здесь надо понять, что жизнь в раю означала жизнь в Мире Божием, где и время, и пространство иное, чем в нашем мире. О Божием времени сказано: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8). И в этом смысле Адам и Ева умерли в тот самый день, когда согрешили, потому что потеряли жизнь в Мире Божием, который вечен.

Первые люди жили очень долго, более девятисот лет. Господь давал им многие годы жизни, чтобы они могли плодиться и размножаться и наполнять землю. Но мы видим, что в действительности есть два народа, два пути жизни. Один народ – праведный, далее в Библии он будет назван сынами Божиими. Другой народ – грешный, далее названный сынами человеческими.

Но и тот, и другой народ – это уже смертное, изгнанное из рая человечество. И вот пришла первая, естественная смерть к людям: умер Адам. Святитель Василий Великий излагает предание, согласно которому люди, не зная, что делать с телом умершего человека, положили его на горе под палящими лучами солнца. И оно лежало там, и кожа стала сходить со лба.

Пораженные таким видом лица человеческого, люди стали называть это место местом открытого черепа или головы – Голгофой. Пройдет несколько тысячелетий, и именно на этом месте будут распинать Сына Божия. Когда римляне будут копать на этом месте, чтобы установить крест для распятия Господа, они наткнутся на череп и выбросят его, не придав значения.

И будет он лежать рядом с крестом, и кровь Господа Иисуса Христа, стекающая с креста, будет капать на него. Именно череп Адама видим мы на изображении распятия. Место погребения Адама стало местом распятия второго Адама, как называет Иисуса Христа апостол Павел, местом, где Христом осуществлено искупление первородного греха. Итак, в линии каинитов процветает грех, а в линии сифитов мы находим праведников.

И среди этих праведников выделяется Енох (не путать с сыном Каина, именем которого назван первый на земле город!). И ходил Енох пред Богом (Быт. 5, 22). Что значит – ходил пред Богом ? Это значит, всегда помнил, что Бог – Око всевидящее, Ухо всеслышащее, что от Него не спрячешься, Его не обманешь. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5, 24).

Не стало его, говорится в Книге, но он не умер. Бог живым взял его на небеса. Только два человека из ветхозаветного человечества сподобились такой милости: Енох как представитель допотопного человечества, и пророк Илия как представитель послепотопного человечества. Они живыми взяты на Небеса и во времена антихриста вновь придут на землю, чтобы свидетельствовать о том, что и до, и после потопа возможен был путь праведности.

Два царства По поводу двух направлений в жизни, происходящих от Каина и от Авеля (Сифа), блаженный Августин в своем труде “О граде Божием” писал в 15-й книге: Так, от двух родоначальников человеческого рода был рожден Каин, принадлежащий к человеческому граду, а потом Авель, принадлежащий ко граду Божию. Как относительно одного отдельно взятого человека мы по опыту убеждаемся в истине, сказанной апостолом, что не прежде духовное, но душевное, потом духовное, и потому каждый, поелику рождается от осужденного остатка по Адаму, рождается злым и плотским, а потом, возродившись во Христе, становится добрым и духовным, так и в целом человеческом роде, лишь только существование этих городов стало выражаться сменой поколений, рождающихся и умирающих.

Первым родился гражданин этого века, то есть Каин, потом уже чужой для этого века, принадлежащий ко граду Божию, то есть Авель, благодатью предназначенный, благодатью избранный, по благодати странник земли, по благодати гражданин неба. Так блаженный Августин описывает существование не просто двух народов, а как бы двух градов, двух царств, которые хотя и существуют рядом и внешне вроде бы и перемешаны, но духовно совершенно различны. Это – тайна духовной жизни.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: Авель не построил никакого города, потому что искал града небесного для себя. Вот два пути: один – путь материалистов, ищущих счастья в этой жизни, счастья осязаемого, благополучия, которое можно видеть и трогать. Другой путь – путь, не ищущих счастья в этой жизни, но совершающих духовные подвиги. Главное назначение их жизни – это град духовный, Новый Иерусалим, сошедший с небес.