Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Именно этим, а не добродетелью они и славились. Современные исполины-нефелимы наполняют наш мир. Сколько вокруг молодых людей, переросших своих родителей, акселератов. Но как развязно, как нагло они себя ведут! То, что сейчас люди стали выше ростом, вовсе не означает, что они стали лучше. Можно предположить, что кровь нефелимов через смешение сифитов с каинитами проникла в этот мир. И грех растет.

Грех порождает грех, как цепная реакция, как лавина. Святитель Иоанн Златоуст говорил: Где блуд, невоздержанная и нечистая жизнь, там естественно рождается и пьянство, и бесчинство, и великая несправедливость, и лихоимство и множество зла. Иерархия греха Грех иерархичен. Он приходит не сразу во всей откровенности, а, родившись вначале в душе человека, постепенно проявляется, материализуется.

В этом смысле прелюбодеяние, воровство, убийство – это не столько сам грех, сколько следствия греха, уже ранее состоявшегося в душе того или иного человека. Однажды мне пришлось беседовать с человеком, занимавшимся воровством. На мой вопрос, как он сам относится к своим поступкам, он ответил, что поступал правильно, так как брал лишь то, что ему должно принадлежать на б'ольших основаниях, чем тому, у кого оно находилось.

И когда я сказал ему, что причина его воровства – зависть, он, возмутившись, стал категорически отрицать это. Но как рождается грех воровства? Тоже поэтапно. Вначале человек видит, что у кого-то есть то, чего у него нет. Появляется зависть. Потом наступает раздражение от того, что у него этого нет. Потом на фоне этого раздражения появляется гордость: “Что я – хуже него?

” Далее наступает крайнее раздражение, и как итог – само воровство. Именно поэтому Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 21-22, 27-28).

Итак, грех рождается сначала в душе и, затаившись, ждет подходящего момента, чтобы проявиться. Исполины наполнили землю. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6, 5). То есть люди не просто грешили, но грешили постоянно. Грех стал основой, способом их существования. Люди вообще грешат с ненасытностью.

Сколько у них энергии, какая целеустремленность, когда они делают что-либо греховное! Посмотрите на алкоголиков – эти несчастные готовы среди ночи бежать в ларек, искать где-то деньги, чтобы купить выпить. А как ненасытны кумушки, часами без устали сплетничающие на улице! Какова энергия у людей, рвущихся к наживе! Но куда девается эта энергия и целеустремленность при добрых делах?

Куда девается твое долготерпение, когда ты становишься на молитву? В домашнем молитвенном правиле есть такие слова: Якоже поработах прежде сатане льстивому, наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему, Иисусу Христу, во вся дни живота моего. Тот, кто дома читает утренние и вечерние молитвы, помнит эти слова. О чем они? Всяк грешил, служил сатане льстивому.

Грешить вообще легче – это путь наименьшего сопротивления. Жить праведно – это значит прилагать усилия, принуждать себя. Недаром сказано, что Царство Божие нудится, то есть силою, принуждением берется. Это подобно тому, что разрушать легче, чем созидать. Людям даются силы и энергия, но они сами делают выбор, на что их употребить. Святитель Иоанн Златоуст говорил так: Не только юноша (грешит)

, но и старец делает подобное ему, не только муж, но и жена, не только раб, но и свободный, не только богатый, но и бедный. И слово “помышления” также многозначительно. Они делают это не урывками, но размышляя в сердце, каждый час стремясь к этому и нарочито заботясь об этом, – не то, что раз или два, просто и случайно увлекшись грехом, оставляют потом нечестие, но прилежно упражняются в нем и делают злое.

Постоянство в грехе – это очень серьезная проблема. С какой целью диавол ввергает человека в одни и те же грехи? Ведь он же знает, что батюшки у нас добрые и после исповеди обязательно прочитают над вами разрешительную молитву. Так какова же цель у него? Цель одна – ввергнуть человека в уныние, заставить его сказать самому себе: “Какой смысл в моей исповеди, если завтра я буду делать то же самое?”, заставить отказаться от исповеди. Тут-то цель диавола и будет достигнута!

Оказывается, его главная цель – это не тот или иной грех, хотя бы и самый тяжкий, который имеет место в вашей жизни, а ввергнуть вас в такое состояние постоянства в грехе, чтобы вы опустили руки, смирились с этим, перестали исповедоваться, перестали идти по пути своего спасения. Есть в Писании такие слова: Ибо семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16).

Поэтому всякий раз, упав, христианин испытывает желание подняться. И мы должны испытывать это желание, должны с постоянным усилием бороться с грехом, не погрязая в нем. Но не так повели себя древние люди. Даже видя смерть в сто–сто двадцать лет вместо прежних восьмисот–девятисот, они не стали бороться с грехом, не стали каяться, обращаться к Господу.

И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). Святитель Иоанн Златоуст, пытаясь представить себе раскаяние Божие, говорит: Для того ли, говорит Бог, Я создал его, чтобы он, вдавшись в столь великое нечестие, сделался виновником своей погибели? Для того Я с самого начала удостоил его такой чести и явил (ему) столько попечения о нем?