Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Куда девается твое долготерпение, когда ты становишься на молитву? В домашнем молитвенном правиле есть такие слова: Якоже поработах прежде сатане льстивому, наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему, Иисусу Христу, во вся дни живота моего. Тот, кто дома читает утренние и вечерние молитвы, помнит эти слова. О чем они? Всяк грешил, служил сатане льстивому.

Грешить вообще легче – это путь наименьшего сопротивления. Жить праведно – это значит прилагать усилия, принуждать себя. Недаром сказано, что Царство Божие нудится, то есть силою, принуждением берется. Это подобно тому, что разрушать легче, чем созидать. Людям даются силы и энергия, но они сами делают выбор, на что их употребить. Святитель Иоанн Златоуст говорил так: Не только юноша (грешит)

, но и старец делает подобное ему, не только муж, но и жена, не только раб, но и свободный, не только богатый, но и бедный. И слово “помышления” также многозначительно. Они делают это не урывками, но размышляя в сердце, каждый час стремясь к этому и нарочито заботясь об этом, – не то, что раз или два, просто и случайно увлекшись грехом, оставляют потом нечестие, но прилежно упражняются в нем и делают злое.

Постоянство в грехе – это очень серьезная проблема. С какой целью диавол ввергает человека в одни и те же грехи? Ведь он же знает, что батюшки у нас добрые и после исповеди обязательно прочитают над вами разрешительную молитву. Так какова же цель у него? Цель одна – ввергнуть человека в уныние, заставить его сказать самому себе: “Какой смысл в моей исповеди, если завтра я буду делать то же самое?”, заставить отказаться от исповеди. Тут-то цель диавола и будет достигнута!

Оказывается, его главная цель – это не тот или иной грех, хотя бы и самый тяжкий, который имеет место в вашей жизни, а ввергнуть вас в такое состояние постоянства в грехе, чтобы вы опустили руки, смирились с этим, перестали исповедоваться, перестали идти по пути своего спасения. Есть в Писании такие слова: Ибо семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16).

Поэтому всякий раз, упав, христианин испытывает желание подняться. И мы должны испытывать это желание, должны с постоянным усилием бороться с грехом, не погрязая в нем. Но не так повели себя древние люди. Даже видя смерть в сто–сто двадцать лет вместо прежних восьмисот–девятисот, они не стали бороться с грехом, не стали каяться, обращаться к Господу.

И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). Святитель Иоанн Златоуст, пытаясь представить себе раскаяние Божие, говорит: Для того ли, говорит Бог, Я создал его, чтобы он, вдавшись в столь великое нечестие, сделался виновником своей погибели? Для того Я с самого начала удостоил его такой чести и явил (ему) столько попечения о нем?

Жизнь дана была Богом вовсе не для того, чтобы закончиться плачем и скрежетом зубов (См.: Мф. 13, 42) в аду. Жизнь дана была для того, чтобы люди вошли в нетленную жизнь Бога и с Богом. И если люди не хотят идти по пути спасения, а выбрали путь погибели, то для чего эта жизнь? Не надо думать, что гнев Божий несправедлив. Господь – Творец. И Он вправе сделать с человеком все, что Он хочет.

Гуманизм – религия человекобожия Мы уже говорили о том, что гуманизм – это религия, в которой на место Творца поставлено Его творение, религия, в которой тварь поклоняется твари вместо Господа своего. А в Библии сказано, какие в действительности существуют взаимоотношения между Творцом и тварью. Бог – это горшечник, который из глины делает горшки, а человек – это горшок в руках горшечника.

И он вправе использовать эти горшки по своему усмотрению. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: “что ты делаешь?” и твое дело скажет ли о тебе: “у него нет рук?” (Ис. 45, 9). Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? (Рим. 9, 21).

Тот, который извлек мир из небытия, Тот, который дал дыхание жизни, Тот вправе и уничтожить эту жизнь. И когда горшок ставят выше или вровень с горшечником и начинают поклоняться ему – это грех. Решение Господа об уничтожении жизни на земле   И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их (Быт. 6, 7).

Обратите внимание: участь согрешившего человечества должен разделить и тварный животный мир. Кто-то может возмутиться – какая несправедливость! Святитель Иоанн Златоуст говорил так: Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего за уклонение человека к нечестию подвергаются одинаковому с ним наказанию и животные? Так следует. Разве животные созданы сами для себя?

Они сотворены для человека, поэтому когда он истребляется – то какая и в них нужда? Затем и они разделяют (с человеком) наказание, чтобы знали, как силен гнев Божий на грешника. Как вначале за грех прародителя подпала проклятию земля, так и теперь, когда угрожает погибель человеку, делаются участниками наказания и бессловесные. Кроме того, мы далее увидим, что и бессловесные твари были осквернены греховным человеком.

Древние учили, что Ева, накормив Адама запретным плодом, дала есть от плода ослушания и всем животным. Наша планета – это дом, который Бог создал для каждого из нас. Но если мы начинаем грешить в этом доме, забываем о Воле Творца относительно нас и всего тварного мира, то дом разрушается. Приведу пример: был у меня сосед, у него хорошая жена, чистая уютная квартира. Мне было приятно бывать в их доме. Но вот он развелся с женою, запил.