Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Иисус Христос на горе Елеонской так говорит о последних временах: Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24, 13-14). Повсеместная проповедь Евангелия есть указание на близкий конец. Разве пять-десять лет назад мы могли представить, что для проповеди православия мы сможем собраться в ДК “Меридиан”?

Остались ли сейчас на земле уголки, в которых бы не было проповедано Евангелие? Октябрьская революция и гражданская война в России тоже сыграли свою роль в деле евангелизации всего мира – более двух миллионов православных оказались в изгнании, в рассеянии по всему миру. И в этом несомненно есть Промысл Божий, что именно русский народ свидетельствовал всему миру о чистоте православной веры.

В Австралии, в Африке, в Южной Америке православные изгнанники начинали с того, что строили храмы и часовни. Потом создавались епархии, появлялись священнослужители – епископы, архиепископы, митрополиты. Мы знаем примеры, когда рожденные в неправославных семьях, благодаря проповеди, может быть, действительно последних времен, стали ревностными православными христианами.

Достаточно вспомнить блаженной памяти иеромонаха Серафима (Роуза), родившегося в чисто американской семье, в англоязычной среде, чуждой православию, после долгих исканий истины пришедшего в православие и ставшего членом Русской Церкви. Мы видим, как много пророчеств исполняется на глазах у одного поколения. Нам даны эти знаки, чтобы мы, подобно древним иудеям, не пропустили день посещения Господня, чтобы присматривались к социальной, политической, семейной жизни, искали в них совпадения с пророчествами о кончине мира, о царстве сына диавола – антихриста.

Апостасия – это слово означает великое отступление от веры. Апостасия – это признак того, что Господь уже входит в этот мир, чтобы уничтожить власть антихриста. Такого отступления от веры, как сейчас, не знал ни один народ. В Европе пустуют храмы, костелы, кирхи. Западные проповедники, потеряв свою паству, ринулись к нам. А в России? Разве у нас много верующих? Меньше одного процента! Порою службы идут в полупустых храмах.

Апостасия – это реальность, которую нельзя игнорировать. Но где же обещанный конец? Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 9-10).

Этот мир сгорит – так сказано у апостола Петра, у пророка Исаии, во многих текстах Священного Писания, так говорили святые отцы. Как воды потопа покрыли весь мир и нет на земле ни одного народа, который не сохранил бы в своей этнической памяти сказание об этом хотя бы на уровне фольклора, так и грядущая гибель от огня коснется всей нашей земли.

Новая жизнь Любой конец прежнего является началом чего-то нового. И после Судного дня будет новая земля и новое небо: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (Откр. 21, 1). И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12, 2).

Как же должны устыдиться этих слов Священного Писания безответственные оптимисты, утверждающие, что по мере наступления научно-технического прогресса жизнь будет становиться все лучше и лучше. Не научно-техническим уровнем развития, этой каиновой гордыней, определяется состояние человечества, а нравственными поступками, соблюдением заповедей Божиих.

Трудно себе представить, что, пересев из телеги в автомобиль, человек стал нравственно чище. Наоборот, достижения научно-технического прогресса разрушают нравственный мир человека, разобщают людей. Если раньше люди навещали своих родителей, то теперь достаточно позвонить по телефону и чмокнуть трубку на прощание в знак любви к ним. Когда будет видеотелефон, – а это совсем скоро, – люди совсем перестанут навещать друг друга.

Человеческое общение обогащает душу человека, а общение с техническими средствами, наоборот, опустошает ее. Диавол использует все для того, чтобы разрушить нравственный мир человека. И вот, потоп уничтожил все живое на земле: Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге (Быт. 7, 22-23).

И пристал ковчег к горам Араратским, и Ной, пытаясь проверить, сошла ли вода, начал выпускать птиц. Птицы улетали и возвращались, не найдя суши. Но однажды голубь вернулся, неся в клюве своем масличный лист. Сейчас оливковая ветвь в клюве голубя используется пацифистами как символ мира. Но это не символ мира между людьми – грешники никогда на смогут прийти к миру друг с другом.

Это символ мира между Богом и человечеством. Господь даровал этот мир Ною, его жене, сыновьям Симу, Хаму и Иафету и их женам. Он открыл двери ковчега, и с горы Араратской, наполняя долину, пошли животные, вышли спасенные люди. Но они все-таки боялись жить в мире, опасаясь опять такого ужасного потопа. И тогда Господь сказал: Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (Быт. 8, 21-22).

И в подтверждение сказанного положил Бог радугу на небе: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею (Быт. 9, 13). Радуга – это символ того, что не будет уже потопа на опустошение земли (Быт. 9, 11), не будет более вода потопом на истребление всякой плоти (Быт. 9, 15). Все из вас видели радугу и любовались ею, но не все, наверное, знают значение этого чуда Господня.