Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Это очень тяжело – идти в неизвестность. Обычно человек прежде чем переехать, выясняет, куда, зачем и как. Есть ли жилье, работа, где учиться детям и тому подобное. У человека, тем более семейного, возникает много разных проблем, а Аврам не только глава семьи. Это был шейх, у которого были слуги – наемники, рабы; был скот, крупный и мелкий; огромное хозяйство, родственник Лот со своей семьей, со своими рабами, со своим хозяйством.

И все-таки они все принимают решение идти, повинуясь голосу Божию, который зовет их. Отец вышел из Ура Халдейского вместе с Аврамом, но умер, потому что выходил в путь, любя сына своего, но не Господа. Как сейчас сказали бы – за компанию.   За компанию Такое “за компанию” часто бывает в религиозной жизни. Однажды ко мне на исповедь пришел молодой человек, и я спросил его, давно ли он исповедовался. Ответ: “Ни разу”.

– “А что вас заставило прийти сегодня в храм на исповедь?” – “А друг мой пошел, вон он стоит, и меня с собой взял. Потом мы вместе в баню пойдем”. Я спрашиваю: “Значит, за компанию?” Он так радостно и искренне ответил: “Да”. Хотя спасение есть дело всей семьи, всего рода, это – соборное восхождение к благодати, каждый должен принимать личное участие в деле спасения. Нельзя делать это “за компанию”.

Нельзя идти в церковь только потому, что туда пошли твои родители. Хорошо, конечно, что ты слушаешь своих родителей, но плохо то, что ты в церковь идешь потому, что боишься их, а не из-за любви к Богу. Сейчас многие именно на этом пути. Мы должны приглашать в церковь своих родных, друзей, знакомых. Но их воцерковление должно происходить потому, что они сами должны поверить в Бога, сами должны стремиться выполнять Его волю.

Первое, что мы должны сказать человеку, которого зовем с собой в церковь, – это то, что Бог – Творец. Он создал весь мир. Все в этом мире принадлежит Ему. Все в Его руках. Ты должен подчиняться ему. И если человек последует сему, то это будет иметь большое значение для него. А Фарра пошел, потому что любил сына, – за компанию. И не дошел – умер.

Когда Фарра умер, Авраму было семьдесят пять лет. Читаем в Писании: И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей (по длине ее) до места Сихема, да дубравы Море (Быт. 12, 4-6).

Итак, мы видим, что Аврам идет не один, а со многими людьми. С ним идет Лот, его племянник, сын покойного Арана. Это обстоятельство должно заставить задуматься каждого из нас. Если в вашем роду есть сироты, дети, у которых нет отцов, то ваша задача заботиться об этих детях. И Аврам подает настоящий пример того, как надо относиться к своим племянникам и близким.

Может, твои братья живы по плоти, но мертвы по духу – пьяницы, безбожники, тогда старайтесь повлиять на их детей, привлечь их в храм. Надо заботиться о своем родстве. И Аврам берет с собой Лота, потому что тот – сирота. В Писании сказано, что наш Бог есть Бог сирот: Отец сирот (Пс. 67, 6), сирот Ты помощник (Пс. 9, 35). У Бога не бывает брошенных людей – все в Его руке.

И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом... И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле (Быт. 13, 2-7).

Интересно, почему сразу после упоминания о споре говорится, что хананеи и ферезеи жили в той земле? Это – предупреждение. Если у нас междоусобная брань, если у нас существует опасность гражданской войны, если наше общество сейчас разделяется и разрушается, этим непременно воспользуются современные хананеи и ферезеи. Они ждут, когда можно будет вводить свои войска и использовать наши распри в своих корыстных целях. Аврам это очень хорошо понимал.

Господь Иисус Христос заповедал каждому из нас мириться с соперником своим, пока мы еще с ним в пути (См.: Мф. 5, 25), пока еще есть то, что нас объединяет, – родство или общее дело. Мы все, принадлежащие к одному народу, к одной церкви, должны искать мира друг с другом, иначе враги православия не преминут этим воспользоваться, особенно внутренними церковными нестроениями и расколами. И опасность эта была налицо.

И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники (Быт. 13, 8). Здесь не просто осознание плотского родства, но и нечто большее. Кто такой Аврам? Это – первый еврей. А что означает слово еврей? Еврей – это перешедший реку (Евфрат), человек с того берега. Аврам перешел Евфрат, когда уходил из Ура Халдейского.

Тогда многие государства имели естественные границы – реки, горные хребты. И родство между Аврамом и Лотом – это не только родство плоти. Это и родство духа, родство религиозной общины, в которой проповедовался монотеизм, вера в одного Бога. Аврам был из тех великих древних, которые слышали голос Единого Бога. А в Уре Халдейском, как и во всем мире тогда, люди поклонялись многим Богам, они были язычниками.

Они смотрели на солнце и говорили, что есть бог солнца. Они смотрели на землю и говорили, что есть бог земли. Сами будучи разделены, пребывая в злобе, они и в духовном мире видели разобщенность и многобожие. Очень ошибаются современные иудеи, когда говорят: “Мы – дети Авраама”. Дети Авраама – это те, которые следуют за его верой. Аврам был цельный человек, он любил свое родство, он понимал, что Господь – один.