Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Я часто убеждаюсь в том, что сплетни, как правило, не имеют достаточных оснований. И если вы идете путем христианского делания, то не удивляйтесь, если ваши соседи-блудники будут говорить о вас, что вы блудники; не удивляйтесь, если ваши соседи-жулики будут говорить, что вы воруете церковные деньги. Не удивляйтесь, если вы идете путем спасения, путем православного домостроительства, что ваши соседи-клеветники будут говорить: они там всех осуждают, на все клевещут эти верующие, мы их знаем.

Естественно, каждый человек свои пороки, свои недостатки проецирует на всю вселенную. Если он крадет, ему кажется, что все вокруг крадут. Если он предается сладострастию, блуду, ему кажется, что все так делают: ты в монастырь съезди, посмотри, чем они там занимаются. О чем могут говорить люди, вообще не переступавшие монастырского порога, никогда не бывавшие в храме Божием, никогда не читавшие Священного Писания!

Ложь – это страшное дело, поэтому в Писании сказано: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37). Поэтому нужно полагать ограждение устам своим, останавливать себя, как сказано в Писании: язык... воспаляем от геенны (Иак. 3, 6). Святой Апостол Иаков учил: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 2).

Вот почему наше тело не обуздано, почему оно у нас не успокаивается – потому что язык наш день и ночь непонятно что говорит. Десятая заповедь: Не желай д'ома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17) – не завидуй!

Зависть – это очень гнусное чувство, которое иногда поселяется в сердце того или иного человека, и он начинает постоянно желать того, что ему не принадлежит. Он не может спокойно спать, он не может спокойно есть, доходит до какого-то навязчивого состояния. Один человек, создавший свое очень хорошее, крепкое фермерское хозяйство, рассказывал, что, когда он построил дом, поставил баню, поставил свинарник, а потом решил расширить его, к нему пришли соседи и сказали: “Если ты свинарник расширишь, мы его сожжем”. Он говорит: “А почему?

” – “А чего ты выделяешься, чем ты лучше нас?” – “Ну, ставьте такие же, расширяйте сами”. – “У нас денег на это нет”. Это действительно страшно. Зависть ужасна, потому что она человека ввергает в уныние, он забывает о Боге, он думает о том, что у кого-то что-то есть, а у него – нет, и это постоянно крутится в его голове. У соседа справа появилась новая машина, а у соседа слева строится дача, а у соседа, который над вами – у него ковров столько, что на потолок последний повесил.

А внизу сосед что-то делает в ванной комнате, все плитками обложил, уже третьим слоем. И вот человек фантазирует, все время что-то додумывает и становится настолько жестоким, что всех начинает ненавидеть. Одного ненавидит за то, что он хорошо трудится, купил себе машину; другого ненавидит за то, что он заботится о своей семье, чтобы дети бегали не по полу, а по ковру ходили.

Как связаны чужая собственность и наши собственные интересы? Нельзя желать того, что нам не принадлежит. Если ты хочешь иметь какую-то вещь – употреби усилие, заработай ее своими руками. А может быть, то, что ты не имеешь, тебе и не надо иметь? Многие бездумно, отвечая на капризы детей, приобретают им мотоциклы, а потом несчастные дети разбиваются на этих двухколесных гробах. Мало ли кто что хочет иметь.

В этом смысле данная заповедь имеет очень большое значение в нашей жизни. Нам надо изгнать гнусную зависть из наших сердец, мы не должны искать того, что у других лучше, чем у нас. Помните, что Сам Бог произнес каждую из этих десяти заповедей – Сам Бог. И когда эти заповеди произносились, люди слышали голос Бога. Сказано: Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали (Исх. 20, 18).

Людям стало страшно, когда они услышали эти заповеди, поскольку все увидели, что они – грешники, что они виновны перед Законом Божиим. И Господь написал эти заповеди на двух каменных скрижалях, на двух каменных плитах. И эти каменные скрижали были даны Моисею на Синайской горе. Моисей нес эти скрижали народу израильскому, но пока он отсутствовал, с людьми произошла ужасная трагедия: они стали забывать Бога и решили сделать себе золотого тельца – собрали все золото, все драгоценности, отлили золотого тельца и стали поклоняться ему.

Когда Моисей спустился с горы и увидел, что вокруг тельца пляшут священники, левиты, простые люди – все молятся этому золоту и говорят: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! (Исх. 32, 8), – он испугался: если он сейчас принесет этот закон, то все окажутся преступниками против этого закона. И Моисей разбивает эти каменные скрижали о подножие Синайской горы.

Он взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер его в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым (Исх. 32, 20). И многие умерли, выпив этот ужасный состав. Бог действительно наказывает нас всегда нашими грехами. И через некоторое время Моисей снова поднимается на гору и уже сам своими руками делает скрижали и приносит их народу. Почему так было сделано?

Дело в том, что Господь и Моисей опасались, что если люди получат закон на скрижалях, которые были написаны перстами Бога, то они просто начнут поклоняться этим скрижалям как святыням, будут молиться на них, но никто не будет их исполнять. А закон Божий надо исполнять. Святитель Василий Великий говорил, что сама природа подсказывает человеку, что ему нужно исполнять десять заповедей: у нас на руках десять пальцев.

Всякий раз, когда вы хотите что-то сделать, посмотрите на свои руки, на свои пальцы и подумайте, не нарушите ли вы своим поступком какую-нибудь заповедь. Господь Иисус Христос говорил: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12). Чистые сердцем Бога узрят И вот Авраам, человек, ходивший путями Божиими, однажды отдыхал от летнего зноя у дубравы Мамре. И явился ему Господь.