Божий инок/ Библиотека Golden-Ship.ru

Ему надлежало стать наместником Псково-Печерского монастыря. Только четыре года привел Господь потрудиться в обители архимандриту Павлу, но лето мало, лето долго, говорит пословица. Монастырь отцу Павлу пришелся по сердцу, и монастырю полюбился деятельный и рассудительный новый наместник. Позднее архиепископ Павел (Пономарев) вспоминал: «Я благодарю Бога за Его неизреченную милость ко мне, за возможность пожить и потрудиться в монастыре, где подвизались, подвизаются и теперь в братии небесного Псково-Печерского монастыря многие угодники Божии.

Они не покинули его и по кончине своей и продолжают в живой тишине Богом зданных пещер[105] вещать чуткому слуху Божии тайны, прокладывающие и в современной жизни путь в Царство Небесное. Я впервые приехал в обитель с указом о почислении меня в братию монастыря. Моя келья оказалась рядом с кельей отца Иоанна.   225   Я с ним тут же и познакомился.

В безыскусственности и простоте общения с отцом Иоанном и с братией проступали укоренившиеся с давних пор монастырские традиции. То, что в монастыре не прерывалось молитвенное служение за всю историю его существования, создавало в нем особую атмосферу. Да и приехавшие и поселившиеся в нем валаамские монахи-подвижники принесли с собой живые традиции старого русского монашества.

Отец Иоанн ввел меня в свою келью и в непринужденном дружеском разговоре познакомил с распорядком монастырской жизни, где и когда совершаются службы и какие святыни находятся в каждом из храмов. Так началось мое общение с отцом Иоанном. На следующий день я уже служил свою первую Божественную литургию в Никольском храме. Меня поразило, что в простой будничный день за ранней литургией храм был переполнен.

В конце службы я совершил отпуст и вышел с крестом, но народ стоял как вкопанный, и ко кресту никто не подходил. На меня были устремлены вопрошающие глаза богомольцев. Они жаждали живого Божьего слова. Такого отношения к проповеди я еще не встречал. Надолго я запомнил безмолвную просьбу этих глаз и понял, что ни одна служба не должна быть без проповеди.

Я обратился к людям с простым приветствием и кратким наставлением. После службы отец Иоанн поблагодарил меня за слово и подтвердил, что слово Божие надо нести всегда, когда есть возможность говорить. Келья старца, его сердце были открыты для меня в любое время. Он терпеливо выслушивал меня, давал советы, щедро делился своим богатым жизненным и духовным опытом.

27 августа Собором старцев я был избран наместником монастыря. Дел в обители было много. Поэтому я часто нарушал покой   старца, обращаясь к нему за советом. При этом я заметил, что отец Иоанн обладал особым качеством: он никогда не прерывал собеседника. При первой встрече меня это смутило. Я ему говорю, говорю, а он все молчит и молчит.

В сердце закопошилось беспокойство: может, он меня не слышит, не хочет слышать или считает, что я говорю не по делу. Но как только я высказал все, что хотел, отец Иоанн начал отвечать с первого вопроса и до последнего. Он даже не нарушал их последовательности, как будто они были у него записаны. Позднее я много раз и при разных обстоятельствах видел эту особенность в отце Иоанне.

Думаю, что это дар Божий – это память сердца, распространявшаяся и на большое, и на малое. С большим волнением служил я первую литургию начальствующим. Сослужили мне маститые старцы-архимандриты: Иоанн, Александр, Нафанаил[106], Антипа[107]. Я предложил отцу Иоанну возглавить литургию, но он взял меня за руки и остановил: «Что Вы, что Вы, Вы теперь отец наместник – вставайте и, не волнуясь, служите».

Он поставил меня перед престолом, а сам встал справа.   227   Отец Иоанн, искренний молитвенник, оказывал мне не только молитвенную и духовную поддержку, но и административную. Мы все видели в нем духоносного старца, и авторитет его был непререкаем. В монастыре все делается по благословению наместника, а если он в отъезде, благословляет старший архимандрит. Старшим был отец Иоанн.

И вот молодые иеромонахи и послушники стали обращаться за благословением на свои дела прямо к отцу Иоанну, обходя меня, как нового человека в обители. Отец Иоанн сразу пресек подобную практику вопросом: – А отец наместник вас благословил? – Да что там наместник, Вы старец, Вы духовник, Вы и благословите. И тут отец Иоанн преподал молодежи урок монашеского послушания и дисциплины: – Вначале идите к наместнику, если он вас благословит, то можете и ко мне прийти, и я помолюсь.

Но если наместник не благословит, то я вас тоже не смогу благословить. Такое отношение отца Иоанна было чрезвычайно важно для меня как наместника и для правильного воспитания насельников и трудников. В 1988 году Собор старцев принял решение о постройке на Святой горке деревянного храма в честь Собора Псково-Печерских святых[108]. Поскольку храм было решено построить на месте старой часовни, то за разрешением в соответствующие органы мы не обрати-   лись. Осенью приступили к работе.

В середине декабря, когда сруб храма поднялся на полтора метра, мне позвонил уполномоченный. Он сообщил, что в Псков прибывает делегация из Москвы. Ей надо показать монастырь и Святую горку. Я понял, в чем дело. Позвав послушника-экскурсовода, дал задание подольше показывать гостям пещеры в надежде, что на Святую горку у них не останется времени. Комиссия прибыла. Погода была прекрасная.

Яркое солнце играло на чистом белом снегу, легкий морозец пощипывал щеки. С гостями мы встретились на Успенской площади. Я представил им экскурсовода и сказал, что он покажет им монастырь и пещеры, а потом «милости просим» ко мне в покои на обед. Но глава делегации сразу категорически отверг мой план, сказав, что в пещерах он уже был, а интересует его наша библиотека и Святая горка.