Божий инок/ Библиотека Golden-Ship.ru

Ужас, скорбь, недоумение в сердце каждого, идущего в этом прискорбном шествии». Однажды после литургии, на которой батюшка просил вразумления свыше, его молнией озарила мысль: святому игумену, бережно хранящему обитель в бушующем житейском море, нет приюта, нет престола, где он воссылал бы свои молитвы за Божественной литур-   217   гией. Все стало ясно.

Никольская башня, у которой началось откровение, заявляла, что она, свидетельница происшедшего в те давние времена, не будет безучастна и теперь. Так в отце Иоанне зародилась навеянная свыше мысль о создании престола игумену обители пре-подобномученику Корнилию. Отец Иоанн поделился своей заботой с отцом Александром (Васильевым). Вдвоем они стали молиться о возможности осуществления этого замысла.

Высказанная мысль воплотилась в слове и «зашелестела» по монастырю, достигла и слуха начальствующих. На соборе старцев, когда возник вопрос о том, как отметить дату 1000-летия Крещения Руси, мысль стала делом решенным. Никольской башне предстояло стать храмом. Десятый Божий престол должен был появиться в обители в XX веке, в преддверии великого торжества 1000-летия Крещения Руси.

Во все время работы по созиданию в башне иконостаса и алтаря отец Иоанн частенько по вечерам пробирался туда, чтобы помолиться вместе с труждающимися в ней.   218   6 мая 1986 года была освящена Корнилиевская церковь. «И преподобномученик Корнилий, игумен нашей обители и ее неусыпный страж у Престола Божия, учит нас не только своей жизнью, но и самой своей смертью и зовет нас усердно трудиться над делом своего спасения, всегда украшать, всегда созидать, а не уничтожать то, что дано нам Богом.

Не искать для себя ни славы земной, ни мученичества, а только идти по пути твердо и верно вослед Христа. Особой жизнью живет Церковь в мире. Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы. Труды и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией», – сказал отец Иоанн в своей проповеди на освящении храма. Так началось для отца Иоанна предпразднство великого в истории России события.

Два года он жил в ожидании и приготовлении к этому торжеству. Для него это было не просто воспоминание исторического прошлого, но неповторимое событие, когда призрел Господь на Русь и вдохнул в нее дух жизни. Живо чувствуя связь времен, батюшка воспринимал сердцем это как личное возрождение, когда и он в своих праотцах вступил на многотрудную и славную стезю Царского пути, ведущего к Богу.

Из настоящего очами веры зрел он воды Днепра – российского Иордана, где равноапостольный князь Владимир совершал Крещение – чудо преображения языческого народа в Святую Русь. И этим событием, пронзившим тысячелетие, жила и выживала Россия.   219   Крест Христов, воздвигнутый над страной, до сих пор держит рука равноапостольного князя, и его завет остается живым и действенным.

«…Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться и побеждать окаянием, слезами и милостынею». Ко дню 1000-летия Крещения Руси тщанием отца Иоанна в Михайловском соборе появились большие иконы равноапостольных родоначальников России – Владимира и Ольги. Отец Иоанн не уставал напоминать с амвона, что их иконы должны быть в каждой церкви, в каждом доме, их молитвы – нам покров и защита.

Забудут ли родители исчадие свое, даже если оно и ушло в страну далече? Солнечным сиянием озарил Господь 12 июня 1988 года – день российского торжества. Отец наместник представителем от монастыря уехал на праздник в Москву. Отец Иоанн возглавил праздник в обители. Панихида, литургия, праздничный молебен, известивший о канонизации новых русских святых, крестный ход – все было проникнуто той пасхальной радостью, что жила в сердце отца Иоанна.

«Милостив Господь – дал нам этот пир веры, чтобы не смущались сердца наши никакими трудностями жизни, чтобы видели мы, что не оставил Господь Церковь Свою и нас, ее детей, чтобы насыщались мы плодами ее, вдохновля-   лись примерами жизни тех, кто уже достиг вожделенного Небесного Царства и ликует с Ангелами. Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси Православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов.

И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие. Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь», – такими словами завершил свою проповедь в этот праздничный день тысячелетнего юбилея отец Иоанн. С празднования 1000-летия Крещения Руси начался постепенный отход государства с позиций воинствующего атеизма. На Пасху 1988 года в своем поздравлении отец Иоанн опять говорил о воскресении Руси в Крещении...

«Тысячу лет из года в год весть о начале вечного жития возвещается на Руси.   221   И звучит благовест о Воскресении, о Жизни. Звучит по-разному: то праздничным победным звоном колоколов на весь мир, то шепотком и робко, а то замирает и будто умирает совсем, чтобы вдруг неведомой, незримой силой опять и опять вознестись, достигая сердец. И сила эта – Любовь Христова к нам.   Дорогие мои!

Сохраним же бережно этот зов к Жизни со всей Святой Русью, омывшейся верой сильных духом и их подвигом. И врачевством   к   бессмертию,   данным   Самим Христом в Святейшей Евхаристии, победим власть греха и тьмы, восстающих на Жизнь».   В воле Божией жить самое спасительное В безыскусственности и простоте общения с отцом Иоанном и с братией проступали укоренившиеся с давних пор монастырские традиции.

То, что в монастыре никогда не прерывалось молитвенное служение, создавало в нем особую атмосферу В августе 1988 года наместник монастыря архимандрит Гавриил (Стеблюченко)[103] был хиротонисан во епископа, а в монастырь по благословению Святейшего Патриарха Пимена приехал после завершения командировки в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Павел (Пономарев)[104].