В.Д. Вяткин ФИЛОСОФСКАЯ ПОЛЕМИКА ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
С МАТЕРИАЛИСТАМИ Пермь, 1997       Приложение к газете "Православная Пермь" Печатается по благословению
наместника Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря архимандрита Стефана (Сексяева)

Среди учеников Виктора Дмитриевича на протяжении всей жизни были и школьники, и студенты, и рабочая молодежь, и воспитанники детских домов, и военнослужащие, и даже заключенные. И везде за отличное знание материала, за умение донести его, за патриотизм взглядов и суждений он пользовался уважением учеников и коллег, об этом говорят многочисленные награды за педагогическую деятельность и кипы поздравительных открыток к праздникам.

Внутренняя чистота, доброта сердца, - неугасающее стремление к познанию истины привлекали к нему людей. Эти же качества привели его к обретению веры...       2 июля 1996 года, к нашей глубокой скорби, Виктор Дмитриевич Вяткин скончался, только-только успев закончить предлагаемый Вашему вниманию материал. В нем он отразил свой путь к Богу!

      С глубоким уважением,       сын автора Вяткин Владимир Викторович       г. Пермь, 1997         ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ         В свое время у меня произошла встреча с давнишним приятелем.

Мы не встречались, по крайней мере, полтора десятка лет. Естественно, я пригласил его к себе, и он целых три дня гостил у меня. Взаимным вопросам и рассказам о своем житье-бытье не было конца. Постепенно бытовая тема была исчерпана, и мы перешли на обсуждение вокруг нас лежащей действительности. Обсудив, как говорят, вопросы внутренней и внешней политики, высказав свои точки зрения по этим проблемам, порой идентичные, а иногда и диаметрально противоположные, мы постепенно перешли к обсуждению тем, непосредственно не связанных с практикой жизни.

По телевизору показывали Кашпировского, Чумака, Джуну, летающие тарелки. У меня была брошюра с краткой биографией Ванги и о ее сверхъестественных способностях. Все это мы не могли не обойти своим вниманием. Наконец, Александр Петрович, так звали моего приятеля, поставил, как говорят, вопрос ребром: "Веришь ли ты в Бога?"       Я смутился.

Ответ должен быть четкий и, главное, искренний. Не мог же я лгать приятелю, да и нужды в этом не было. Гонения на верующих вроде бы уже прекратились, хотя в обществе продолжали еще на них косо посматривать. Прежде, чем ответить, следовало более тщательно разобраться в своих чувствах и мыслях. В детстве меня родители водили в церковь, и я искренне верил тому, что они говорили о Боге.

Когда я поступил в школу учиться, антирелигиозная пропаганда не обошла и меня, и не без следа. Но меня, семилетнего ребенка, коробили грубые формы этой пропаганды. Помню, как заместитель директора школы при нас, маленьких детях, сорвал крест с умалишенной женщины, случайно оказавшейся во дворе школы, и с сатанинской злобой швырнул его далеко в грязь.

В процессе дальнейшей учебы я впитал в свое сознание и основы дарвинизма, каноны диамата и истмата. Кое в чем, правда, сомневался, но многое было мною принято. Бурно текущая действительность (работа и связанные с нею проблемы, обеспечение материальной стороны нашего бытия и т.п.) не оставляла времени для размышления на религиозную тему. Но уважение к церкви и ее служителям у меня сохранилось с самого детства,.

В общем, получалось, как в песне: "И не то, чтобы "да", и не то, чтобы "нет". Я так и сформулировал свой ответ.       Саша внимательно посмотрел на меня и, помолчав, произнес:       - Я тебя полностью понимаю. Я не только прошел тот же путь, что и ты, но зашел в богоотступничестве дальше твоего.

Я не только принимал участие в атеистической пропаганде, но даже в какой-то мере являлся ее организатором. Правда, особого прилежания к этой работе не проявлял, тем не менее... И вот сейчас перед тобой, друг, сидит вполне верующий человек.       Я был очень удивлен. Зная основные этапы жизни своего приятеля, такой метаморфозы я, признаться, вовсе не ожидал.

Видя мое неподдельное изумление, Александр Петрович заявил:       - Если желаешь, я расскажу тебе, как я прошел свой путь от Савла до Павла. Правда, я ни в какой мере не могу сравниться со святым апостолом, это просто образное выражение.       Я выразил живейшее согласие выслушать его повествование.

И вот, что он мне рассказал:       - Мой жизненный путь начинался по той же схеме, что и у тебя. Ведь мы дети одного стандарта. Наш интеллект и внутренний мир был проштампован в "высших сферах". Шаг вправо, шаг влево грозили серьезными неприятностями. Да и борьба за хлеб насущный отнимала практически все время.

Поднять голову к небесам не было времени. Но, изучая азы диалектического материализма и труда классиков по этому вопросу, я замечал, что не все там концы сходятся с концами. Копаться же в деталях не было ни желания, ни времени. Да и не безопасное это было в то время занятие. Получил по теме зачет, по предмету оценку и шагай дальше, не оглядывайся.

Позднее, с некоторым упрочнением моей материальной стабильности, появились кусочки свободного времени. Прокручивая в памяти прожитое, я с великим стыдом обнаружил, насколько я неблагодарен к той силе, которая незримо хранила меня от преждевременной смерти на протяжении всей моей жизни. Дело в том, что я десятки раз стоял на грани вечности, сам не понимая этого в то время.