Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Именно таким образом произведя аналитическую классификацию наблюдаемых явлений и объектов, т. е. определив место каждого в механичесих системах, Ньютон открыл свои законы. Классификация сама по себе имеет и эвристическую ценность. Примером классификации, которая привела к открытию важнейших закономерностей, может служить периодическая система элементов Д. И. Менделеева.
Особая потребность в классификации наук возникла в связи с ростом научного знания. Во времена Аристотеля насчитывалось около 20 научных дисциплин, а в настоящее время их около 15000. Состояние культуры той или иной эпохи определяет понимание предметов отдельных наук как объектов, достойных самостоятельного изучения. Выделение отдельных областей знания является достаточно субъективным процессом.
Использование принципов системного анализа, базирующихся на христианских ценностях, которые имеют объективный характер, на данном этапе могло бы внести реальный вклад в повышение эффективности систематизации научного знания. Любая современная систематизация научного знания должна учитывать объективное существование двух основных тенденций в развитии современной науки — дифференциации и интеграции.
Дифференциацию науки как заметный процесс в культуре, часто связывают с классическим естествознанием XVII века. Ученые этого времени положили начало аналитической стадии изучения природы, которая характеризуется подробнейшей детализацией изучаемой действительности. Уровень дифференциации наук в XIX веке отражает приведенная ниже классификация (рис. 1). ФИЗИКА ЗЕМЛИ Рис. 1.
Уровень дифференциации паук в XIX веке Интеграция научного знания также является ведущей закономерностью современной науки. Она проявляется в современном обществе в следующих формах: 1. В организации исследований на стыке смежных научных областей и вследствие этого — появлении новых научных дисциплин, например, физической химии, химической физики, биохимии, биогеохимии, химической термодинамики и др. 2.
В разработке методов, имеющих значение для многих наук, например, методов спектрального анализа, хроматографии, компьютерный эксперимента и пр. 3. В поиске объединительных теорий, принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы. 4. В разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (
например, общая теория систем, кибернетика и проч.) 5. В комплексном характере проблем, решаемых современной наукой, например, экологией. Процессы дифференциации и интеграции в современной науке являются реакцией на большой объем современного научного знания, служат средством ориентирования в современной науке. Однако самые надежные ориентиры может дать только Творец.
Если подойти к изучению мироздания с открытым в Писании представлением о Творце, то все законы мироздания могут выстроиться в довольно стройную систему. Глава 3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ Системное представление наиболее общих свойств и законов функционирования объектов мироздания может способствовать утверждению целостного представления о мироздании.
Излагаемые положения связаны с пространственно-временными характеристиками материальных объектов всех уровней организации материи, поэтому автор взял на себя ответственность условно назвать эти обобщения всеобщими законами. Закон всеобщей целесообразности Этот закон утверждает неповторимость и приспособленность каждого из объектов мироздания к существованию в окружающем его мире, а также взаимосвязанность и скоординированность систем объектов между собой.
Каждый материальный элемент мироздания находится в гармонии с окружающим миром и абсолютно приспособлен к выполнению своих функций в тех условиях, в которых он существует. Следует отметить, что гармония в мироздании является динамичной. Целесообразность объектов и явлений является их неотъемлемым свойством и реализуется даже в случае изменения окружающих их объектов.
В случае изменения внешних условий, например для живых организмов, мы можем наблюдать механизм приспособляемости. В неживой природе также наблюдается отклик на изменение окружающих объектов. Это свойство может быть названо скоординированностью. Во всевозможных проявлениях этого закона мы можем увидеть действие антропного принципа, который говорит о приспособленности всех элементов мироздания для жизни человека.
Существование всеобщей функциональности и скоординированности говорит верующему человеку о Создателе, определившем место каждого объекта и явления во вселенной, установившем законы их функционирования и является проявлением любви Творца, Его высочайшего разума и инженерного искусства. Таким образом, целесообразность всех объектов мироздания заключается в том, что они обеспечивают функционирование других объектов мироздания, находятся с ними в гармонии и созданы на пользу человеку (антропный принцип в мироздании).
Верующий человек, кроме того, целесообразность всех тварных объектов в мироздании видит в обнаружении замечательных свойств Творца и тем самым в Его прославлении. Приведенная ниже схема дает ценностную ориентацию и указывает на порядок установления целесообразности того или иного объекта мироздания с точки зрения христианского мировоззрения: Творец <-> человечество <-> объект познания <-> прочие тварные объекты.
Благодаря гармонии в мироздании и функциональности всех естественных объектов категории природных явлений могут быть расположены в виде естественных упорядоченных систем классификации и возможен их системный анализ, что является основой научного познания. Закон познаваемости мироздания Этот закон говорит о возможности систематизации информации об объектах мироздания, а следовательно об их познаваемости.