Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Гармония мироздания, порядок всех природных явлений и возможность их классификации являются основанием для познания их людьми, для развития современной науки так как позволяют получать научное знание. Созерцание гармонии мироздания дает также душевное (познание красоты окружающего мира, являющееся стимулом для развития искусства) и духовное (
познание свойств Творца, Его красоты и любви, обращающих людей к Нему) знания о мире. Научное знание, которое является систематизированной информацией требует системного анализа всевозможных связей и отношений объектов мироздания, поэтому те ценностные ориентации, о которых говорилось в предыдущем законе должны быть основой любого познавательного процесса.
Научное познание обычно идет по схеме: эксперимент <-> теория <-> опытная проверка. Такой последовательный путь характерен для человеческого творчества. Путь Творца совершенно иной. «Мир не так от Создателя создан есть, как человеки созидают. Человеки созидают одно от другого, то есть из какой-нибудь материи дело делают, и то с трудом; но Бог мир сей, то есть небо и землю с исполнением их, из ничего и без всякого труда единым хотением и словом создал...» [71].
В этом лежит источник ограниченности научного метода познания. Например, коренная ошибка теории эволюции состоит в том, что из наблюдения объектов различной степени сложности сделан вывод о происхождении более сложных, по мнению авторов, от менее сложных. Эффективность системного анализа объектов и явлений окружающего мира определяется корректным выбором определяющих для них свойств, по которым проводится анализ.
Нижеследующие законы основаны на представлении о том, что важнейшим свойством, по которому следует проводить сопоставление и анализ всех объектов и явлений мироздания является разного вида энергия. Закон сохранения и превращени энергии Закон сохранения и превращения энергии можно отнести к числу всеобщих законов мироздания. С тех пор, как была установлена взаимосвязь материи и энергии, есть основание говорить о том, что все, что существует во времени и пространстве представляет собой энергию, и все, что происходит, есть превращение энергии.
Энергия может переходить из одной формы в другую, но не может быть ни сотворена вновь, ни уничтожена. При объяснении духовного смысла этого закона можно обратиться к прямой аналогии Всемогущего и Всеведущего Бога с всепроникающей и всем управляющей Силой, что характерно для святоотеческой литературы. «Бог вси созданные вещи знает, и проницает их ...
Бог небо и землю исполняет, и на всяком месте есть. И всякий человек, что ни делает, все пред ним делает. Он на всякое наше дело, начинание и помышление смотрит и всякое слово слышит ... Бог есть всемогущая Сила, творящая все, что хочет» [71]. Всеобщий характер энергии и ее неизменность для верующего человека являются свидетельством о единственном и верном Творце.
В различного рода взаимодействиях объектов мироздания видна та энергия (химическая энергия, ядерная энергия, тепловая энергия и др.), которая неотделима от материи и благодаря которой возможно движение как элементарных частиц, так и планет по своим орбитам. Все наблюдаемые нами изменения и превращения объектов окружающего мира, которые по сути являются энергетическими превращениями, происходят при наличии внешнего источника энергии.
Его значение утверждает следующий закон. Закон всеобщей зависимости от источника энергии Все объекты и явления окружающего мира нуждаются во внешнем источнике энергии для поддержания своего функционального состояния. Примером зависимости всего мироздания от источника энергии может служить зависимость всех естественных и рукотворных объектов от движения электронов в атомах.
Об этом же свидетельствует невозможность создания людьми вечного двигателя и необходимость внешнего источника энергии для поддержания порядка в системах, что утверждается вторым законом термодинамики. Зависимость творения от своего Создателя подобна зависимости от источника энергии и вряд ли может вызвать сомнение. Следующий закон указывает на направленность энергетических превращений.
Закон причины и следствия Он заключается в том, что каждое явление может быть только результатом более значимой причины. При этом критерием значимости могут быть лишь определяющие функциональные свойства объектов и явлений в однородных системах. Если пользоваться категорией энергии, то этот закон может быть сформулирован следующим образом: для любых изменений пространственно-временных состояний объектов необходим источник энергии больший, чем энергия происходящего изменения.
В термодинамике, например, выражением этого представления является второй закон термодинамики, говорящий о том, что тепло переходит от более горячего тела к менее горячему, а не наоборот. Действие этого закона очевидно и в области духовных понятий: все черты совершенства, которые мы наблюдаем в мироздании должны исходить от более совершенного Творца.
Божественная система ценностей дает надежные ориентиры в мире. Например, она помогает в сопоставлении теорий сотворения и эволюции. Системное представление научной информации приводит нас к приведенным выше аксиомам и указывает на теорию сотворения, в то же время, отрицание существования Творца и утверждение самодостаточности природы, характерное для сторонников теории эволюции, вступает в противоречие с законами естествознания.
Признание незавершенности окружающего нас мира, видение эволюции во всех объектах и явлениях, признание макроэволюции и изменчивости видов животного мира теорией эволюции делают ее несовместимой с законом целесообразности, утверждающим совершенную приспособленность каждого объекта мироздания к выполнению своих функций и не подтверждаются естественнонаучными данными.