Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который может быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.
Если подойти к изучению мироздания с открытым в Писании представлением о Творце, то все законы мироздания могут выстроиться в довольно стройную систему. Глава 3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ Системное представление наиболее общих свойств и законов функционирования объектов мироздания может способствовать утверждению целостного представления о мироздании.
Излагаемые положения связаны с пространственно-временными характеристиками материальных объектов всех уровней организации материи, поэтому автор взял на себя ответственность условно назвать эти обобщения всеобщими законами. Закон всеобщей целесообразности Этот закон утверждает неповторимость и приспособленность каждого из объектов мироздания к существованию в окружающем его мире, а также взаимосвязанность и скоординированность систем объектов между собой.
Каждый материальный элемент мироздания находится в гармонии с окружающим миром и абсолютно приспособлен к выполнению своих функций в тех условиях, в которых он существует. Следует отметить, что гармония в мироздании является динамичной. Целесообразность объектов и явлений является их неотъемлемым свойством и реализуется даже в случае изменения окружающих их объектов.
В случае изменения внешних условий, например для живых организмов, мы можем наблюдать механизм приспособляемости. В неживой природе также наблюдается отклик на изменение окружающих объектов. Это свойство может быть названо скоординированностью. Во всевозможных проявлениях этого закона мы можем увидеть действие антропного принципа, который говорит о приспособленности всех элементов мироздания для жизни человека.
Существование всеобщей функциональности и скоординированности говорит верующему человеку о Создателе, определившем место каждого объекта и явления во вселенной, установившем законы их функционирования и является проявлением любви Творца, Его высочайшего разума и инженерного искусства. Таким образом, целесообразность всех объектов мироздания заключается в том, что они обеспечивают функционирование других объектов мироздания, находятся с ними в гармонии и созданы на пользу человеку (антропный принцип в мироздании).
Верующий человек, кроме того, целесообразность всех тварных объектов в мироздании видит в обнаружении замечательных свойств Творца и тем самым в Его прославлении. Приведенная ниже схема дает ценностную ориентацию и указывает на порядок установления целесообразности того или иного объекта мироздания с точки зрения христианского мировоззрения: Творец <-> человечество <-> объект познания <-> прочие тварные объекты.
Благодаря гармонии в мироздании и функциональности всех естественных объектов категории природных явлений могут быть расположены в виде естественных упорядоченных систем классификации и возможен их системный анализ, что является основой научного познания. Закон познаваемости мироздания Этот закон говорит о возможности систематизации информации об объектах мироздания, а следовательно об их познаваемости.
Гармония мироздания, порядок всех природных явлений и возможность их классификации являются основанием для познания их людьми, для развития современной науки так как позволяют получать научное знание. Созерцание гармонии мироздания дает также душевное (познание красоты окружающего мира, являющееся стимулом для развития искусства) и духовное (
познание свойств Творца, Его красоты и любви, обращающих людей к Нему) знания о мире. Научное знание, которое является систематизированной информацией требует системного анализа всевозможных связей и отношений объектов мироздания, поэтому те ценностные ориентации, о которых говорилось в предыдущем законе должны быть основой любого познавательного процесса.
Научное познание обычно идет по схеме: эксперимент <-> теория <-> опытная проверка. Такой последовательный путь характерен для человеческого творчества. Путь Творца совершенно иной. «Мир не так от Создателя создан есть, как человеки созидают. Человеки созидают одно от другого, то есть из какой-нибудь материи дело делают, и то с трудом; но Бог мир сей, то есть небо и землю с исполнением их, из ничего и без всякого труда единым хотением и словом создал...» [71].
В этом лежит источник ограниченности научного метода познания. Например, коренная ошибка теории эволюции состоит в том, что из наблюдения объектов различной степени сложности сделан вывод о происхождении более сложных, по мнению авторов, от менее сложных. Эффективность системного анализа объектов и явлений окружающего мира определяется корректным выбором определяющих для них свойств, по которым проводится анализ.
Нижеследующие законы основаны на представлении о том, что важнейшим свойством, по которому следует проводить сопоставление и анализ всех объектов и явлений мироздания является разного вида энергия. Закон сохранения и превращени энергии Закон сохранения и превращения энергии можно отнести к числу всеобщих законов мироздания. С тех пор, как была установлена взаимосвязь материи и энергии, есть основание говорить о том, что все, что существует во времени и пространстве представляет собой энергию, и все, что происходит, есть превращение энергии.
Энергия может переходить из одной формы в другую, но не может быть ни сотворена вновь, ни уничтожена. При объяснении духовного смысла этого закона можно обратиться к прямой аналогии Всемогущего и Всеведущего Бога с всепроникающей и всем управляющей Силой, что характерно для святоотеческой литературы. «Бог вси созданные вещи знает, и проницает их ...
Бог небо и землю исполняет, и на всяком месте есть. И всякий человек, что ни делает, все пред ним делает. Он на всякое наше дело, начинание и помышление смотрит и всякое слово слышит ... Бог есть всемогущая Сила, творящая все, что хочет» [71]. Всеобщий характер энергии и ее неизменность для верующего человека являются свидетельством о единственном и верном Творце.