Морозова Елена Германовна , кандидат химических наук Введение в естествознание (учебное пособие) Рецензент: кандидат геолого-минералогических наук, священник Константин Буфеев Учебное пособие представляет собой курс естествознания, который мо­жет быть использован в системе высшего гуманитарного и среднего общего образования.

он, в частно­сти, поставил опыты в области дисперсии света и дал объяс­нение этому явлению). Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Данная система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, согласно которо­му все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, пряямопропорциональное квадрату расстояний между ними.

Пожалуй, ни одно из всех ранее сделанных научных от­крытий не оказало такого громадного влияния на дальнейшее развитие естествознания, как открытие закона всемирного тя­готения. (Существует легенда о знаменитом яблоке, падение которого с дерева будто бы навело Ньютона на мысль о зако­не всемирного тяготения. Но эта легенда имеет различные толкования.

Стукелей — друг Ньютона — утверждал, что якобы сам Ньютон рассказал ему эпизод с яблоком, который и помог ему открыть закон всемирного тяготения. А другой друг Ньютона, Пембертон, считал, что Ньютон, возможно, специально выдумал историю с яблоком, чтобы отделаться от не в меру любопытных собеседников типа Стукелея.) Ог­ромное впечатление на ученых производил масштаб обоб­щения, впервые достигнутый естествознанием.

Это был по­истине универсальный закон природы, которому подчинялось все — малое и большое, земное и небесное. Этот закон явил­ся основой создания небесной механики — науки, изучающей движение тел Солнечной системы. «Созданная Ньютоном те­ория тяготения и его вклад в астрономию знаменуют после­дний этап преобразования аристотелевской картины мира на­чатого Коперником.

Воображение ученых захватывала про­стота той картины мира, которая складывалась на основе ньютоновской классической механики. В этой картине отбра­сывалось все «лишнее»: не имели значения размеры небес­ных тел, их внутреннее строение, идущие в них процессы. Оставались только массы и расстояния между центрами этих масс, к тому же связанные несложной формулой». Как пишет известный японский физик X .

Юкава, «Ньютон многое отсек у реального мира, о котором размышляют физики... конечно, Ньютон абстрагируется, но он оставляет самое существен­ное и создает единую картину мира. Ему принадлежит, по край­ней мере, построение теории солнечной системы». В качестве крупного ученого первого этапа развития со­временной науки, который кроме того был верующим христи­анином, можно упомянуть Блеза Паскаля (1623-1662).

Он создал первый действующий барометр и проделал важные исследования в области сообщающихся сосудов. Он не огра­ничивался работой в лаборатории, а поднял трубку с ртутью на вершину горы Пюи де Дом, в центральной Франции и, таким образом, зарегистрировал изменение уровня ртути в зависимости от высоты. Кроме того, он был крупным мате­матиком, и его труды ускорили развитие дифференциального исчисления.

Как христианин, он рассматривал людей не кру­пинками пыли, потерянными во вселенной. Он считал, что люди — будучи уникальным Божьим творением — способ­ны кое-что понять в этой вселенной. Люди могут постичь звез­ды, звезды же— не в состоянии постичь ничего. Помимо этого, люди представляли для Паскаля особую ценность еще и потому, что Христос принял за них смерть на кресте.

В этот период, явивший собой начало современной науки, образец научного подхода к изучению явлений природного мира мы видим в деятельности известного шведского ученого на­туралиста Карла Линнея (1707-1778). Талантливый, неуто­мимый исследователь, который много путешествовал и на­блюдал, Линней первым создал достаточно полную класси­фикацию растительного и животного мира.

В своем основном труде «Система природы» он сформулировал принцип класси­фикации и обозначил классы, отряды, роды, виды, вариации представителей живой природы. Организмы животного мира Линней разделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви, насекомые, а в растительном мире выде­лил целых 24 класса. Оригинальной идеей Линнея стала би­нарная система обозначения растений и животных.

Согласно этой системе, любое название представителя растительного или животного мира состоит из двух латинских наименова­ний: одно из них является родовым, а второе — видовым. Например, в указанной системе человек именовался по ла­тыни Homo sapiens , т. е. человек разумный. Проделав огром­ную и очень полезную классификационную работу, распреде­лив «по полочкам» разновидности представителей живой при­роды, расположив растения и животных в порядке усложнения их строения, он не усмотрел в этом усложнении развития и считал виды растений и животных неизменными.

А самих «видов столько, сколько их создано Творцом», — писал он в своей знаменитой «Системе природы» [15]. Тщательное экспериментальное изучение окружающего мира явилось основой успехов всех выдающихся ученых опи­сываемого периода, который относится к истокам современ­ной науки. Ньютон подверг критике картезианство, в част­ности, декартову гипотезу «вихрей», основанную на умозри­тельных представлениях о мироздании. В 40-х годах XVII в. французским ученым Репе Декартом (1596-1650)

была сде­лана попытка объяснения движения. (Система научных и фи­лософских взглядов Декарта получила название картезианства, поскольку Декарт подписывал свои сочинения латинизирован­ной формой своей фамилии — Картезиус). Декарт полагал, что мировое пространство заполнено особым легким подвиж­ным веществом, способным образовывать гигантские вихри.

Вихревые потоки, окружая все небесные тела, увлекают их и приводят в движение все планеты. Центрами других, мень­ших вихрей, вращающихся вокруг Солнца, являются плане­ты. Планетные вихри вовлекают в круговое движение спут­ники этих планет. Так, вихрь, окружающий Землю, приводи! в движение вокруг Земли ее спутник — Луну. Причем в каж­дом вихре тело, находящееся ближе к центру, вращается вок­руг него быстрее, чем более далекое.