Olivier Clément
Нистерой, 2.
Авва Пимен говорил: «Если сойдутся трое людей, и один хранит внутренний мир, другой благодарит Бога в болезни, а третий бескорыстно служит другим, – эти трое делают одно дело».
Апофтегмы
Пимен, 29.
В чудесной поэме Григория Назианзина воспевается человеческая любовь и подчеркивается, что облагораживание эроса обусловливает все позитивные достижения культуры. Брак есть не удаление от Бога, но таинство Его любви. Сакраментальность эроса осуществляется в Церкви. Сообщаемая Христом человечеству причастность Троичной жизни отныне несет в себе, поддерживает, обновляет отношения между мужчиной и женщиной.
Но столь же необходима и «девственность» – точнее, монашеское безбрачие. Только оно способно радикально свидетельствовать о трансцендентности устремленной к Богу личности. Только благодаря этому свидетельству брак является не просто функцией, обеспечивающей сохранение биологического вида, но встречей двух личностей. Только оно может обозначить границы социально–политической жизни и обеспечить прорыв сознания за пределы всякой обусловленности. Монах – это Антигона счастливая, Антигона, умирающая, чтобы воскреснуть.
Осуществляя этот закон и единение в любви,
мы взаимно помогаем друг другу и, рожденные от земли,
следуем изначальному закону земли,
который есть также закон Божий.
Взгляни же на то, что несет человеку священный брак:
кто научил премудрости…
испытал все, что есть под небом на земле и в море,
кто дал законы городам, а еще прежде законов
наполнил форум, дома, палестры… пиршественные столы?
Кто собрал хоры поющих во храмах,
кто вывел нас из первоначальной животной жизни,
возделал землю, пересек моря,
кто воссоединил в одно то, что пребывало разделенным,
если не брак?
Но это еще не все:
мы – руки, уши, ноги друг друга
через благодеяние брака, удваивающего наши силы и
веселящего наших друзей…
Разделенная забота умеряет тяготы,
совместная радость делался слаще…
Брак – это печать любви, которую нельзя сломать…