Stenyaev Oleg. /Dispute with Jehovah's Witnesses/ Library Golden-Ship.ru Dispute with Jehovah's Witnesses.   Oleg Stenyaev,   Orthodox Library, Ed. Golden-Ship, 2011   Introduction Foreword Meeting One. 1. Tradition and Scripture 2. About the Church 3. Ordination 4. On Confession The Second Meeting. 5. On the veneration of icons 6. The shape of the cross ("Stake" or Cross) 7. On the Baptism of Infants 8.

Мы считаем, что использование изображений, статуй в поклонении, означает – позорить Бога. Начнем с того, что сделать изображение Бога невозможно: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин.4,12); «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?»(Ис.40,18).

«Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» (Ис.46,5). В «Греческих Писаниях» записано: «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17,29). Христиане предостерегаются относительно изображений: «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения» (1 Кор.10,14); «Дети! храните себя от идолов. Аминь» (1 Ин.5,21).

Ведь Богу следует поклоняться в духе и истине: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4,24). Евреям запрещалось поклоняться изображениям: «Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Иегова Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого рода, ненавидящих Меня» (ПАМ Исх.20,4-5).

Православный: Как вы думаете, в Библии есть противоречия? Свидетель Иеговы:  Нет! Библия есть истинное Слово Иеговы! Православный: Хорошо. Я согласен с вами, в Писании действительно нет противоречий. Но давайте сравним приведенный вами текст из Исх.20,4-5 с текстом 3 Цар.6,29 – По ходу чтения этого текста я хочу задать вам два вопроса.

«И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов...», Херувимы, где обитают? Свидетель Иеговы:  На небе. Православный: «...и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне». А пальмовые деревья и цветы, где растут? Свидетель Иеговы:  На земле. Православный: Как мы видим, в Иерусалимском Храме, который был построен по воле Бога, были изображения и того, «что на небе вверху, и что на земле внизу».

И в этом нет никакого противоречия, ибо очень велика разница между кумиром (идолом) и священным изображением, созданным по воле Бога. Кстати, заповедь о кумирах надо читать не с 4 стиха а с 3: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20,3). Тогда сразу становиться понятным, какие изображения Бог запрещал создавать. Иначе у вас получается, что одни библейские стихи противоречат другим.

Итак, мы знаем, что Господь Бог признавал Иерусалимский Храм. Когда он освящался, то «не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (2 Пар.7,2-3).

Господь Иисус Христос говорил о Иерусалимском Храме: «...зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2,49). Псалмопевец Давид почитал святой Храм, он говорил: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5,8). Свидетель Иеговы:  В некоторых английских переводах слова «поклонюсь святому храму Твоему» переводятся – «поклонюсь в храме Твоем.

Православный: Давайте посмотрим дословный перевод раввина Давида Йосифона: «А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в благоговении (пред) Тобой»(Тегилим (Псалтирь),5,8). Как видите, дословный перевод более соответствует Синодальному. Но давайте вернемся к нашему рассуждению о Иерусалимском Храме. Как мы видим из Писания, священные изображения были не только «на всех стенах храма кругом» (3 Цар.6,29)

, но и посреди Храма, в виде огромных статуй: «И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом» (3 Цар.6,27-28). Изображения были и на ковчеге завета: «и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки» (Исх.25,18).

Причем об этих изображениях далее сказано: «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх.25,22). Известно, что мастер делавший изображения по воле Господа, имел в себе Духа Божия для совершения данной работы: «смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх.31,2-3).

Кстати, я регулярно просматриваю ваши журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь» и нахожу там много изображений Христа, его апостолов и т. д. Подобные изображения можно найти и в протестантской литературе разных направлений. Свидетель Иеговы:  Но этим изображениям никто не поклонялся и не поклоняется. Православный: Беседуя о иконопочитании, необходимо этот вопрос разделить на две части: 1. Можно ли иметь изображения? 2. Можно ли почитать их?

По первому вопросу я спрашиваю вас: Были ли изображения «того, что на небе вверху, и что на земле внизу», создаваемые по воле Бога? Свидетель Иеговы:  Да были... Православный: Имеются ли изображения в ваших изданиях? Свидетель Иеговы:  Да. Православный: Хорошо. Теперь мы можем перейти ко второму вопросу: можно ли почитать изображения, созданные по воле Бога?

Я зачитаю текст из книги Исход и задам вам один вопрос: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориве. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.