Avdeev D.A./Mental Diseases: Orthodox View / Library Golden-Ship.ru D.A. Avdeev Orthodox Encyclopedia "Home Doctor" in Questions and Answers

Подтверждают это положение такие обстоятельства, как, например, возникновение психопатологических симптомов на фоне соматической или неврологической патологии, появление психических нарушений под воздействием разнообразных вредоносных факторов (отравление нейротропными ядами, СВЧ-поле, сильный шум, работа в условиях темноты и т. д.). Подтверждает выдвинутое положение и то, что психопатологические проявления часто и успешно излечиваются медикаментами.

Стоит упомянуть и о том, что проведены генетические исследования на предмет предрасположенности к психическим заболеваниям и выявлены определенные закономерности. Понятно, что плоть человека не может болезновать изолированно от остальной его природы. Любая болезнь, будь то психопатология, заболевание желудка, костей или глаз, имеет и духовную природу, ибо все болезни человечества – следствие грехопадения.

То есть, когда мы говорим, что эта или иная болезнь естественная, это означает, что в ее природе как бы более явственно и зримо проявляются психопатологические или соматические симптомы. В этой связи мне хочется привести пример. Известно, что шизофрения характеризуется своеобразным расщеплением психической деятельности. Но и у людей, считающих себя здоровыми, есть эта двойственность.

О таком «двойничестве» падшего человека писал св. апостол Павел: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7, 15-20). 22. Вопрос: Как вести себя с тяжело психически больным человеком? Вот как поучает нас святитель Игнатий (Брянчанинов): «О случившемся искушении Вам не должно скорбеть, но отдаваться на волю Божию, которая спасает всех спасаемых многоразличными скорбями. Попущенное умопомешательство Д.

попущено ей на пользу, да дух ее спасется. Предоставьте ее Богу. Относительно всего, что она ни говорила и ни делала в своем припадке, Вам не обращать никакого внимания, и не должно принимать к сердцу никаких ее слов и дел, потому что все производилось и делалось ею вне рассудка… Бог да утешит Вас в постигшей скорби. Влас главы нашей не падает без воли Его!

Иначе взирает мир на приключения с человеками, и иначе Бог. Видим, что св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, свв. Исаакий и Никита (который был впоследствии святителем Новгорода) долго страдали умоповреждением. Некоторый св. пустынножитель – упоминает об этом событии Сульпиций, писатель IV века, в рассказе Пустоминиана, путешествовавшего по монастырям Востока, – творивший множество знамений и заметивший от этого возникшую в себе гордость, молил Бога, чтоб для уничтожения славы человеческой попущено было ему умоповреждение и явное беснование, которые и попустил Господь смиренномудрому рабу Своему.

We believe that without the will of God no sorrow can come to us; we accept every sorrow, as coming from the hand of God, with reverent obedience to the will of God, with thanksgiving, with the glorification of the all-good God, incomprehensible in His ways, wondrous in all His works." 23. Question: Tell us about mental disorders caused by demonic influence.

Mental disorders can also appear as a result of the action of evil spirits on a person. In the Holy Scriptures, evil spirits are depicted entering people and leaving them (Matt. 4:24; Mk. 1:23; Lk. 4:35, etc.). A particularly striking example is the Lord's healing of the Gadarene demoniac man. This unfortunate man dragged out his life not in human dwellings, but in sepulchral caves; he beat against a stone with foam on his lips, emitted screams.

They tried to bind him, but he, like ropes, tore the fetters. What kind of disease is it? Unbelievers will say: a falling disease, a nervous disorder. But of the Gadarene possessed man it cannot be said that he was only nervously upset; this is evident from the following: the demons expelled from the unfortunate asked Christ for permission to enter the herd of pigs. The Saviour gave permission, and behold, the flock threw itself from the steep slope into the sea (Matt. 8:28-32). Who drowned the pigs?

Not the demoniac who sat at the feet of the Lord, but a legion of demons cast out of him. As a result of possession by an evil spirit, the soul becomes unnatural, it languishes and suffers. In the Holy Scriptures, the possessed are directly and clearly distinguished from people possessed by mental and physical illnesses. The latter, as indicated, develop from a disorder of the mental powers, imagination, reason, etc.

Perhaps two circumstances distinguish a demon-possessed person from, so to speak, a genuine psychotic. First, evil spirits know God, tremble before the power of the Cross of Christ, prayer, Epiphany water, and the Holy Mysteries of Christ. Secondly, mental (mainly behavioral) disorders in demon-possessed people have a tinge of violence. For the soul of man is disgusted by that which the evil one compels him to do. Archbishop John (Shakhovskoy)

in his book "The Philosophy of Orthodox Pastorship" he gives the following distinctions between the described states. In his opinion, demoniac can be called such states when a person loses all self-consciousness. The soul is under the strongest demonic influence. Possession is the partial captivity of the soul by an evil force. In ordinary reality, we become obsessed when we become enslaved to our passions and vices. Everything is the will of God.

The Lord allows others to fall into the weakness of possession, because He knows that man uses his mind and will for evil; others, perhaps, he protects them from grievous sins. We read in the Epistle to the Corinthians in the Holy Apostle Paul: ... to be delivered over to Satan for the destruction of the flesh, that the spirit may be saved in the day of our Lord Jesus Christ (1 Corinthians 5:5). 24. Question: Explain the term "borderline states".