Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

[34] Термин syam burke является синонимом греческого metaЬnoiai (в значении «поклоны»). [35] II/30,4—7. [36] Главы о знании I,20. [37] I/40 (167). [38] I/61 (334). [39] I/10 (49). [40] II/1,34. [41] I/69 (355). [42] Сир. термин tešmešta (служба) является эквивалентом греч. leitoyrgiЬa в значении «келейного правила». [43] I/58 (319—320). [44] См.

II/14,22 и 47, а также несколько мест из 1-го тома. [45] II/14,8—12. [46] Букв. «в Своем домостроительстве». [47] II/14,13. Вар. «приобретаем естество, которое любит удобство и легко склоняется к злу». [48] О Боге. [49] Рим. 1:22. [50] II/14,14. [51] II/14,22. [52] Термин segdot’ может означать как вообще всякое внешнее выражение богопочитания, так и поклон. [53] II/14,24. [54] II/14,25.

[55] Речь здесь не идет о пятидесяти, ста или двухстах поклонах в день, но о пятидесяти, ста или двухстах «молитвах с поклонами»: каждая из этих молитв включала в себя собственно краткую молитву и один или несколько поклонов с целованием Креста. [56] II/14,26. [57] II/14,42. [58] II/14,43. [59] Лк. 10:42. [60] II/14,44. [61] II/14,45. [62] Ср. I/70 (359). [63] II/14,15. [64] II/21,1—3. [65] II/21,4—6. [66] II/5 (заглавие). Ср. II/1,75: «(Молись)

, когда ты ешь или пьешь, стоишь или сидишь, отходишь ко сну или делаешь что-либо, а также когда ты в путешествии или в обществе многих людей». [67] II/11,1—2. [68] Тема ковчега завета (ср. Исх. 26:10—22) как прообраза Креста развивается уже у Ефрема Сирина в «Нисибийских песнопениях». [69] Сир. qibota (ср. греч. kibvtoЬw). Тема ковчега завета играет важную роль в восточно­христианской анти-иудейской литературе VI—VII вв. [70] Т. е. народ израильский. [71] Ср. Числ. 10:35—36. [72] Ср. 1 Цар. 4:7. [73] II/11,3—4. [74] Ср. Ис. Нав. 7:6. [75] II/11,5. [76] II/11,5—8. [77] II/11,8. [78] Ср. Исх. 20:4; Лев. 26:1; Втор. 5:8. [79] II/11,11. [80] II/11,13. [81] Ср. Исх. 25:17. [82] II/11,15. Имеется в виду Нарсай.

Беседа о Ковчеге 183—184: «Под крышкой Писание подразумевает человеческое естество Спасителя нашего». [83] Т. е. в ковчеге завета. [84] II/11,12. [85] II/11,13. [86] Образ Креста. [87] Ср. Ин. 2:19—21. Христологический язык этого текста соответствует традиционной восточно­сирийской терминологии. [88] II/11,12. [89] II/11,15—16. [90] II/11,17—19. [91] II/11,21. [92] II/11,21—22. [93] II/11,24—26. [94] II/11,30—34.

[95] В современных храмах Ассирийской Церкви Востока на ступенях, ведущих в алтарь, размещается специальный каменный престол, называемый «Шкинта» (Шехина): на нем полагаются крест и Евангелие. В ассирийских храмах нет икон и распятий; основным символом, используемым повсеместно, является простой четырехконечный крест. [96] II/5 (заглавие). [97] Ср. 3 Цар. 18:42 [98] II/14,46. [99] II/4,4—9. [100] I/56 (289). [101] II/5,16. [102] II/11,17. [103] I/56 (289). [104] I/59 (322). [105] II/14,24. [106] I/10 (48—49). [107] I/1 (4). [108] Вар. «из писаний Духа». [109] Букв. «на тему домостроительства». [110] Т. е.

из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. [111] II/21,13—15. [112] I/56 (283—286). [113] I/40 (168). [114] Букв. «достиг просветления немного из многого». [115] Главы о знании IV,72. [116] I/40 (167). [117] Вар. «конфессиями», «способами богопочтения», «богословскими позициями». [118] B4 (48). [119] II/21,14. [120] Отшельнического. [121] II/1,45. [122] II/21,16. [123] I/56 (279—283). [124] I/56 (283). [125] I/85 (408). [126] I/1 (5—6). [127] I/21 (99—100). [128] II/29,1. [129] II/29,2—3. [130] II/29,5—9. Термин te’oryas («созерцания»)

в данном контексте может означать «духовные значения» отдельных текстов Писания. [131] II/29,10—12. [132] I/58 (314). [133] Ср. Житие Марии Египетской 31 (PG 3717 D—3720 A), где рассказывается о подвижнице, которая ушла в пустыню, не прочитав Библию ни разу в жизни: впоследствии она цитировала Писание наизусть, получив знание его непосредственно от Бога. Ср. также рассказ о Павле Препростом (Rufinus. Historia monachorum IX,2,7)

, которому было достаточно выучить один стих из псалма для прохождения подвижнической жизни. [134] Ср. «всенощные бдения», сохранившиеся в Православной Церкви до сего дня. [135] I/40 (168) = B64 (477). [136] I/42 (179) = B66 (469). [137] I/70 (356—357) = B17 (134). [138] I/79 (357—358) = B17 (135—136). Ср. Ин. 13:23. [139] Поклонов и прочих аскетических деланий. [140] I/70 (359) = B17 (137—138). [141] I/52 (230) = B80 (546). [142] I/52 (230) = B80 (546—547). [143] I/52 (231) = B80 (547).

[144] В восточно-сирийской традиции Псалтирь была разделена на шестьдесят частей: одна marmita включала, как правило, от одного до четырех псалмов. При келейном чтении каждая мармита завершалась молитвой и поклонами. [145] I/52 (231) = B80 (548). [146] I/52 (231) = B80 (548). [147] Распространенная в Египте и Византии Иисусова молитва является одной из разновидностей этой практики. [148] I/52 (231—232) = B80 (548—549). [149] B80 (550). [150] B80 (551). [151] B80 (555). [152] B80 (555—556). [153] B80 (556). [154] B80 (558). [155] B80 (560). [156] Miller, [Notes], 373. [157] B80 (561). Ср. Apophthegmata, Arsenius 30 (PG 65,97 C).

[158] Apophthegmata, Arsenius 27 (PG 65,97 BC). [159] B80 (564). [160] Говоря о молитвенном правиле, Исаак употребляет в качестве синонимов два греческих термина — kanvЬn (правило) и noЬmow (закон). [161] I/30 (136). [162] Т. е. молящийся. [163] Т. е. молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила). [164] II/4,2—4. [165] II/4,5. [166] II/4,6. [167] II/4,7. [168] II/4,8—9.

[169] Или «совершил огромное приобретение» (сир. tegurta — коммерция, торговля). Ср. 1 Тим. 6:6. [170] Ср. Пс. 15:6. [171] II/14,7. [172] II/14,7. [173] II/14,18. [174] Речь идет, опять же, о кратких молитвенных правилах, каждое из которых могло включать в себя псалом, молитву и серию поклонов. [175] Моисей Мурин был, вероятно, нубийцем или эфиопом. В VII в. Нубию и Эфиопию называли Индией. [176] II/14,20—22. [177] II/14,31—33. [178] II/14,33. [179] II/14,34. [180] Т. е. для монашества.

[181] «Вселенским Собором» в собственном смысле в Восточно-сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г. Преп. Исаак ссылается на апокрифическое 54-е Правило этого Собора, предписывающее совершать семь служб в день. Ср. Главы о знании IV,24 («...семь служб, которые установлены правилами для спасения тех, кто борется с демонами...») [182] II/14,35.

[183] Имеется в виду 11-я Огласительная Беседа Феодора Мопсуестийского, посвященная молитве «Отче наш». [184] II/14,36—37. [185] II/14,38. [186] II/14,39. [187] Ср. подобные выражения в Пс. 9:2; 34:10; 118:10 и др. [188] Ср. Исх. 20:21. [189] II/5,1. [190] Ср. Пс. 98:5. [191] Ср. Пс. 24:7. [192] II/5,2. [193] II/5,3. [194] II/5,4—5. [195] Ср. Быт. 18:27. [196] II/5,8. [197] II/5,10—11. [198] II/5,12—13. [199] II/5,15. [200] II/15,18—19. [201] Ср. Пс. 42:3. [202] II/15,21. [203] II/15,26. [204] II/15,27. [205] Диавол. [206] Ср.