Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

в данном контексте может означать «духовные значения» отдельных текстов Писания. [131] II/29,10—12. [132] I/58 (314). [133] Ср. Житие Марии Египетской 31 (PG 3717 D—3720 A), где рассказывается о подвижнице, которая ушла в пустыню, не прочитав Библию ни разу в жизни: впоследствии она цитировала Писание наизусть, получив знание его непосредственно от Бога. Ср. также рассказ о Павле Препростом (Rufinus. Historia monachorum IX,2,7)

, которому было достаточно выучить один стих из псалма для прохождения подвижнической жизни. [134] Ср. «всенощные бдения», сохранившиеся в Православной Церкви до сего дня. [135] I/40 (168) = B64 (477). [136] I/42 (179) = B66 (469). [137] I/70 (356—357) = B17 (134). [138] I/79 (357—358) = B17 (135—136). Ср. Ин. 13:23. [139] Поклонов и прочих аскетических деланий. [140] I/70 (359) = B17 (137—138). [141] I/52 (230) = B80 (546). [142] I/52 (230) = B80 (546—547). [143] I/52 (231) = B80 (547).

[144] В восточно-сирийской традиции Псалтирь была разделена на шестьдесят частей: одна marmita включала, как правило, от одного до четырех псалмов. При келейном чтении каждая мармита завершалась молитвой и поклонами. [145] I/52 (231) = B80 (548). [146] I/52 (231) = B80 (548). [147] Распространенная в Египте и Византии Иисусова молитва является одной из разновидностей этой практики. [148] I/52 (231—232) = B80 (548—549). [149] B80 (550). [150] B80 (551). [151] B80 (555). [152] B80 (555—556). [153] B80 (556). [154] B80 (558). [155] B80 (560). [156] Miller, [Notes], 373. [157] B80 (561). Ср. Apophthegmata, Arsenius 30 (PG 65,97 C).

[158] Apophthegmata, Arsenius 27 (PG 65,97 BC). [159] B80 (564). [160] Говоря о молитвенном правиле, Исаак употребляет в качестве синонимов два греческих термина — kanvЬn (правило) и noЬmow (закон). [161] I/30 (136). [162] Т. е. молящийся. [163] Т. е. молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила). [164] II/4,2—4. [165] II/4,5. [166] II/4,6. [167] II/4,7. [168] II/4,8—9.

[169] Или «совершил огромное приобретение» (сир. tegurta — коммерция, торговля). Ср. 1 Тим. 6:6. [170] Ср. Пс. 15:6. [171] II/14,7. [172] II/14,7. [173] II/14,18. [174] Речь идет, опять же, о кратких молитвенных правилах, каждое из которых могло включать в себя псалом, молитву и серию поклонов. [175] Моисей Мурин был, вероятно, нубийцем или эфиопом. В VII в. Нубию и Эфиопию называли Индией. [176] II/14,20—22. [177] II/14,31—33. [178] II/14,33. [179] II/14,34. [180] Т. е. для монашества.

[181] «Вселенским Собором» в собственном смысле в Восточно-сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г. Преп. Исаак ссылается на апокрифическое 54-е Правило этого Собора, предписывающее совершать семь служб в день. Ср. Главы о знании IV,24 («...семь служб, которые установлены правилами для спасения тех, кто борется с демонами...») [182] II/14,35.

[183] Имеется в виду 11-я Огласительная Беседа Феодора Мопсуестийского, посвященная молитве «Отче наш». [184] II/14,36—37. [185] II/14,38. [186] II/14,39. [187] Ср. подобные выражения в Пс. 9:2; 34:10; 118:10 и др. [188] Ср. Исх. 20:21. [189] II/5,1. [190] Ср. Пс. 98:5. [191] Ср. Пс. 24:7. [192] II/5,2. [193] II/5,3. [194] II/5,4—5. [195] Ср. Быт. 18:27. [196] II/5,8. [197] II/5,10—11. [198] II/5,12—13. [199] II/5,15. [200] II/15,18—19. [201] Ср. Пс. 42:3. [202] II/15,21. [203] II/15,26. [204] II/15,27. [205] Диавол. [206] Ср.

молитву восточно-сирийской анафоры Феодора Мопсуестийского: «Твой покой и Твой мир да живет в Церкви во все дни мира. Гонения, волнения, споры, расколы и разделения да будут далеки от нее. Да будем мы все объединены друг с другом в одном согласии с чистым сердцем и совершенной любовью»; J. Vadakkel. East Syrian Anaphora of Mar Theodore of Mopsuestia.

Critical Edition, English Translation and Study. Kottayam, 1989. P. 67—68. [207] II/15,28. [208] Ср. молитву анафоры Феодора Мопсуестийского: «И о всем человеческом роде, и о всех грешниках и заблудших, чтобы Твоею благодатью, Господи, Ты удостоил их познания истины»; J. Vadakkel. East Syrian Anaphora. P. 69. [209] II/15,29—30. [210] II/15,32. Ср. Мф. 6:10. [211] II/10,3. [212] Главы о знании II,84. [213] II/10,4—6. [214] Сир. d-agona w-taktoša. Термины являются синонимами. Первый из них — калька с греческого a.gvЬn (борьба). [215] Еф. 3:18. [216] Еф. 1:8. [217] II/10,7—10. [218] II/10,11—13. [219] II/10,17. [220] II/10,29; 38—39.

[221] Термин pehya означает как «блуждание», так и «рассеянность». В настоящем тексте Исаак противопоставляет положительное «блуждание» ума по божественным предметам отрицательной «рассеянности». [222] II/15,2. [223] Или «в духовных книгах» (ktabay ruha). [224] II/15,3—5. [225] II/15,6. [226] Букв. «пустоты». [227] Или «разумных». [228] II/1,72. [229] Главы о знании III,13. [230] Главы о знании III,42—44. [231] I/16 (61). [232] I/16 (62).     Глава VII.

На вершинах Богообщения   Кратко время жизни нашей, братья мои, и долог и труден наш подвиг, но блага, обещанные нам, невыразимы. Главы о знании III,62 Обрати внимание, человек, на то, что читаешь. Ибо если не будешь трудиться, не обретешь, и если не будешь с горячностью стучать в двери и непрестанно бодрствовать, не будешь услышан. I /56 (290) = B 4 (58-59)

  Темой «духовной молитвы» как состояния, в котором умолкает ум человека, следует начать настоящую главу нашего исследования, посвященную мистицизму преподобного Исаака. Речь пойдет также о созерцании, осенении и озарении. Будут рассмотрены характерные для Исаака темы изумления-экстаза и опьянения любовью Божией. В заключении мы остановимся на гносеологии Исаака — его учении о знании, рождающемся из веры в Бога.

Прежде чем перейти к рассмотрению этих тем, отметим, что все они тесно переплетены у Исаака и с трудом поддаются вычленению и систематическому анализу. Для того, чтобы придать мистическому богословию Исаака хотя бы какой-то вид системы, нужно, по-видимому, отталкиваться от семантики используемых им терминов, обозначающих тот или иной аспект мистического опыта.

Мы будем останавливаться лишь на основных терминах, указывая на семантический спектр каждого из них: на основе этого анализа можно будет судить об общем характере мистицизма Исаака Сирина.   1. «Духовная молитва» и «молчание разума» Согласно Исааку, разница между чистой молитвой и состоянием, которое наступает за ее пределами, заключается в том, что при чистой молитве ум человека наполнен различными молитвенными движениями (zaw‘e)