Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

Однако, как подчеркивал Максим Исповедник, каждый человек вправе отвергнуть спасение, совершенное Христом. Спасение ни для кого не будет принудительным: спасутся только те, кто желает следовать за Христом [92] . В этой мысли — важное уточнение к тому, что говорит о всеобщем спасении Исаак Сирин. Подчеркнем еще раз, что учение о всеобщем спасении исповедовали Феодор Мопсуестийский и Диодор Тарсийский, оба пользовавшиеся безусловным авторитетом в Церкви Востока, а потому нет ничего удивительного в том, что его разделял и Исаак Сирин.

В Византии это учение было осуждено только в результате оригенистических споров VI века, а до VI века его и там разделяли отдельные богословы. Поскольку к середине VI века, когда в Константинополе рассматривали учение Оригена, Церковь Востока уже более двух столетий находилась в разрыве с Византийской Церковью, вполне естественно, что решения византийских Соборов на нее никакого влияния не оказали.

Потому и учение о всеобщем спасении в VI—VII веках не считалось там ересью. Каждый из Отцов Церкви может быть понят и оценен только внутри того церковно-исторического контекста, в котором он жил. Для преподобного Исаака Сирина таким контекстом были VII век, Персия, антиохийская богословская школа, догматическое учение Церкви Востока, аскетическая традиция сирийского монашества.

Именно в этом контексте и следует изучать Исаака, именно с такими мерками подходить к его писаниям, именно такой критерий прилагать к его богословию. Всякий иной критерий, приложенный к его писаниям, может привести к ошибочной интерпретации его взглядов. Нельзя автоматически распространять анафемы, произнесенные в Константинополе, на церковного писателя, который не имел к ним никакого отношения.

Все сказанное приводит нас к следующему заключению. Эсхатологические воззрения Исаака Сирина, Григория Нисского и других упомянутых Отцов Церкви относятся к числу частных богословских мнений и не могут восприниматься как выражение догматического учения Церкви. В то же время их не следует отождествлять с еретическим оригенизмом, осужденным Церковью.

Ни Исаак Сирин, ни Григорий Нисский, несмотря на радикальный тон некоторых своих высказываний на эсхатологические темы, отнюдь не считали вопрос о всеобщем спасении исчерпанным. Они лишь выражали ту надежду, которая, наверное, свойственна многим христианам — надежду на то, что вопреки всякой справедливости каждый человек получит возможность спасения по милости Всеблагого Бога.

[1] Apophthegmata, Evagrius 4. [2] Слово 1. [3] Главным произведением на сирийском языке является «Письмо к Публию». Знакомые русскому читателю многочисленные размышления св. Ефрема на тему Страшного Суда переведены с греческого и не являются его подлинными произведениями. [4] I/38 (163—164) = B62 (437). [5] I/87 (413) = B 47 (335—336). [6] I/41 (174) = B65 (459). [7] Феодор Мопсуестийский. В греч. и рус. пер. ссылка дана на св. Григория Богослова. [8] Письмо 2 (сир. версия). [9] I/89 (427) = B50 (352—353). [10] I/51 (225) = B79 (538). [11] II/1,20. [12] II/20,2. [13] I/1 (1) = B1 (1). Букв. «размышление о будущих (вещах)». Греч. и рус. «размышление о будущем восстановлении». [14] I/21 (102) = B35 (256—257). [15] II/10,19. [16] II/8,16. [17] Или «словесны». [18] Еф. 4:13. [19] Главы о знании III,71. [20] I/19 (77—78) = B28 (202—204). [21] II/8,10. [22] Т. е. устройство человеческого тела. [23] В тело. [24] Т. е. в своем составе (теле). [25] Фил. 3:21. [26] Букв. «пока мы не получили ее одну». [27] Главы о знании III,74—75. [28] I/7 (36—37) = B9 (114). [29] II/18,3. [30] Главы о знании I,19. [31] II/8,2. [32] I/80 (394) = B40 (304). [33] I/18 (76) = B27 (201). [34] Главы о знании III,46.

[35] Исаак пользуется терминологией Евагрия. [36] Ср. 1 Кор. 7:31. [37] Т. е. мира сего. [38] Главы о знании III,9. [39] II/10,20. [40] I/66 (346) = B12 (123). [41] Ср. Ин. 14:2. [42] I/58 (311) = B6 (86—87). [43] В Царстве Небесном. [44] Мф. 25:31—33. [45] I/58 (311—312) = B6 (88). [46] 1 Кор. 2:9. [47] Ин. 6:33. [48] I/83 (397) = B43 (316—317). [49] I/18 (76) = B27 (201—202). [50] B26 (189). Т. е.

не на то, что его естество было изначально порочным. [51] 1 Кор. 15:55. [52] 1 Кор. 15:28. [53] Ср. 1 Кор.15:53—55. [54] I/91 (431—432) = B50 (358—359). [55] См. цитату в Главе I. [56] II/39,2. [57] II/39,2. [58] II/39,3. [59] Букв. «дом Адама». [60] II/39,4. [61] Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). [62] II/39,5. [63] II/39,6. [64] Феодор Мопсуестийский.

Против говорящих, что грех свойственен природе. [65] Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. [66] Мнения Феодора и Диодора. [67] II/39,14. [68] II/39,15—16. [69] II/39,17. [70] II/39,20. [71] II/39,21—22. [72] II/40,1. [73] II/40,4. [74] Т. е. геенна. [75] II/40,5. [76] Геенна. [77] II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. [78] II/40,8—11. [79] Ср. Лк. 18:14. [80] Ср. Мр. 12:42—43. [81] Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. [82] II/40,12. [83] II/40,13—14. [84] II/41,1. [85] Ср. О началах 3,5,3.

[86] Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис...» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. [87] 1 Тим. 2:4. [88] 1 Кор. 15:28. [89]   Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов».

Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (

оригенистический апокатастасис, «находящийся в связи» с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1 Кор. 15:24 —28. Об эсхатологии св. Григория см. Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. [90] См. Григорий Богослов. Слово 30,6 (где Григорий допускает «более человеколюбивое толкование» посмертного мучения грешников, имея в виду учение Григория Нисского о всеобщем спасении). Ср. Иоанн Лествичник. Лествица 26 (

«Хотя не все могут быть бесстрастными, тем не менее не невозможно, чтобы все спаслись и примирились с Богом»). Об эсхатологических воззрениях св. Григория Богослова, см., в частности, Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. Изд. второе. СПб., 2001. С. 391—395. [91] Подробнее об этом см. в: J.-C. Larchet. La divinisation de l’homme selon Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 652—662.