Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

[35] Исаак пользуется терминологией Евагрия. [36] Ср. 1 Кор. 7:31. [37] Т. е. мира сего. [38] Главы о знании III,9. [39] II/10,20. [40] I/66 (346) = B12 (123). [41] Ср. Ин. 14:2. [42] I/58 (311) = B6 (86—87). [43] В Царстве Небесном. [44] Мф. 25:31—33. [45] I/58 (311—312) = B6 (88). [46] 1 Кор. 2:9. [47] Ин. 6:33. [48] I/83 (397) = B43 (316—317). [49] I/18 (76) = B27 (201—202). [50] B26 (189). Т. е.

не на то, что его естество было изначально порочным. [51] 1 Кор. 15:55. [52] 1 Кор. 15:28. [53] Ср. 1 Кор.15:53—55. [54] I/91 (431—432) = B50 (358—359). [55] См. цитату в Главе I. [56] II/39,2. [57] II/39,2. [58] II/39,3. [59] Букв. «дом Адама». [60] II/39,4. [61] Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). [62] II/39,5. [63] II/39,6. [64] Феодор Мопсуестийский.

Против говорящих, что грех свойственен природе. [65] Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. [66] Мнения Феодора и Диодора. [67] II/39,14. [68] II/39,15—16. [69] II/39,17. [70] II/39,20. [71] II/39,21—22. [72] II/40,1. [73] II/40,4. [74] Т. е. геенна. [75] II/40,5. [76] Геенна. [77] II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. [78] II/40,8—11. [79] Ср. Лк. 18:14. [80] Ср. Мр. 12:42—43. [81] Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. [82] II/40,12. [83] II/40,13—14. [84] II/41,1. [85] Ср. О началах 3,5,3.

[86] Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис...» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. [87] 1 Тим. 2:4. [88] 1 Кор. 15:28. [89]   Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов».

Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (

оригенистический апокатастасис, «находящийся в связи» с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1 Кор. 15:24 —28. Об эсхатологии св. Григория см. Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. [90] См. Григорий Богослов. Слово 30,6 (где Григорий допускает «более человеколюбивое толкование» посмертного мучения грешников, имея в виду учение Григория Нисского о всеобщем спасении). Ср. Иоанн Лествичник. Лествица 26 (

«Хотя не все могут быть бесстрастными, тем не менее не невозможно, чтобы все спаслись и примирились с Богом»). Об эсхатологических воззрениях св. Григория Богослова, см., в частности, Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. Изд. второе. СПб., 2001. С. 391—395. [91] Подробнее об этом см. в: J.-C. Larchet. La divinisation de l’homme selon Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 652—662.

[92] Вопросоответы, к Фалассию 63 (PG 90,668 C).     Заключение   В 1987 году юноша, только что отслуживший в армии, поступил в небольшой монастырь, расположенный в центре одного из прибалтийских городов — ныне столицы независимого государства. В монастыре ежедневно совершались длинные службы, за трапезой читались жития святых — иными словами, имелись все атрибуты монашеской жизни, за исключением одного: не было духовного руководителя, который занимался бы воспитанием монахов и послушников.

Приходилось поэтому искать руководство в книгах Святых Отцов и подвижников древней Церкви. Молодой послушник ежедневно читал сочинения Исаака Сирина и делал из них выписки. Несколько изречений, особенно поразивших его, он решил написать на стене своей кельи, чтобы всегда иметь их перед глазами. Постепенно к этим изречениям добавлялись другие. В течение одного года все стены кельи оказались исписаны отрывками из творений Исаака.

Его слова были тем насущным хлебом, без которого послушник не мог прожить ни дня. Это лишь один из многочисленных примеров актуальности Исаака Сирина для современного монашества. Можно без преувеличения сказать, что его имя известно каждому монаху в Русской Церкви. В православной среде его писания пользуются неизменной популярностью — будь то на греческом Востоке или на Балканах, в Америке или Англии.

Он — один из наиболее читаемых авторов на Святой Горе Афон. Его писания сыграли важную роль в недавнем возрождении коптского монашества. Влияние Исаака не ограничивается монашескими кругами. Автору настоящих строк приходилось видеть благочестивых мирян, которые глубоко любят и постоянно читают Исаака Сирина. Приходилось слышать христиан, — не монахов, не священников, не богословов, — цитировавших Исаака наизусть.

Очевидно, не только те, кто удалился из мира, но и многие из живущих в миру находят в его словах утешение, даже если не каждый его совет удается претворить в жизнь. Секрет популярности Исаака Сирина в современном мире объясняется прежде всего тем, что он постоянно говорит о любви Божией к человеку — о любви, не имеющей границ, не признающей воздаяния за грехи, о любви жертвенной, которая возвела Иисуса на Крест, о любви всепобеждающей, для которой не существует смерти и ада.

Напоминать об этой любви необходимо в каждую эпоху христианской истории, ибо образ Бога-Любви нередко затемняется в глазах верующих, и на его месте оказывается образ Бога-Судии, Бога-Карателя, «справедливого» Бога, воздающего каждому по заслугам. И хотя все Евангелие говорит о том, что спасение — от Бога милующего, а не от человеческих усилий, что Бог спасает грешников вместе с праведниками, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись, — тем не менее в христианстве всегда оставалось и остается искушение подменить религию любви религией рабства, когда исполнение заповедей Божиих рассматривается не как прямое следствие любви человека к Богу, но как необходимость, вытекающая из страха перед возмездием или надежды на воздаяние.

Слово Исаака Сирина обращено к тем людям, которые не боятся встретиться с любовью Божией лицом к лицу. Эта встреча может быть болезненной для тех, кто не обладает «сердцем милующим» по отношению к своим ближним, кто одержим завистью и ревностью, кто думает о себе больше, чем о других. Тот человек, который искренне убежден в том, что он спасется, а другие погибнут, не сможет адекватно воспринять слово Исаака о спасении всех людей всемилостивым Богом.