Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

Болотов считает, что Гиваргис «был поставлен в самом конце 660 или начале 661 года... и умер в конце 680 года, т.е. патриаршествовал почти 20 солнечных лет и с лишком 20 лет лунных»). См. также: Н. Пигулевская. Культура сирийцев. С. 219. [23] При дворе этого халифа служил отец преп. Иоанна Дамаскина. См.: R. de Coz. Histoire de l’Eglise d’Orient. P. 139.

[24] В Катаре существовала христианская Церковь, подчинявшаяся Католикосу Востока. Около 648 года епископы Катара отделились от восточно-сирийского Католикоса: схизма продолжалась до 676 года, когда Католикос Гиваргис посетил Катар и воссоединил его епископов с Церковью Персии. [25] В настоящее время Ниневия находится на территории Ирака.

[26] По имени Дидима Слепца, великого александрийского богослова IV века. [27] Studia Syriaca. Ed. I. Rahmani. T. I. Beiruth, 1904. P. 33. [28] В настоящее время Катар входит в состав Объединенных Арабских Эмиратов. [29] Главы о знании II, 96. [30] II/1,8. [31] II/34,4. Во времена Исаака был распространен взгляд, согласно которому жемчужина появляется в устрице в тот момент, когда луч солнца (или молния)

попадают внутрь устрицы через ее раскрытые створки. [32] J.-B. Assemani. Bibliotheca Orientalis I. Roma, 1719. P. 445. [33] В настоящее время провинция Хузистан входит в состав Исламской Республики Иран. Территория этой провинции отделена от остальной части Ирана горным хребтом Загрос. [34] Один из четырех коптских монастырей Скитской пустыни (ныне Вади-эль-Натрун в Египте), называющийся Эль-Суриани («монастырь сирийцев»)

, по преданию был основан выходцами из Сирии. Однако никаких следов пребывания там Исаака Сирина (или его почитания) нам обнаружить не удалось. [35] В настоящее время город находится на территории Ирака. [36] D. Miller. Translator’s Introduction. P. LXIX—LXX. [37] J.-B. Assemani. Bibliotheca Orientalis III, 1. Roma, 1719. P. 174. [38] P. Sbath.

Traites religieux, philosophiques, et moraux, extraits des oeuvres d’Isaac de Ninive par Ibn As-salt. Cairo, 1934. P. 54-55 (109). [39] См. P. Bettiolo. Introduzione. — Isacco di Ninive. Discorsi spirituali. Bose, 1985. P. 18. Эта гора находится на севере Хузистана. У ее подножия расположен город Шуштар. [40] A. Mingana. Woodbroke Studies. T. VII. Cambridge, 1934. P. 268. [41] J.-B. Assemani. Bibliotheca Orientalis. T. III, 1. P. 174. [42] J.-B. Chabot.

De sancti Isaaci Ninevitae vita, scriptis et doctrina. Paris, 1892. P. VII. [43] Так, во всяком случае, полагает издатель памятника Л. Абрамовски: The Nestorian Collection of Christological Texts. Cambridge University Library Ms. Oriental 1319. Edited and translated by L. Abramowski and A. E. Goodman. Vol. II: Introduction, Translation, Indexes. Cambridge, 1972. P. XVIII.

[44] The Nestorian Collection of Christological Texts. Cambridge University Library Ms. Oriental 1319. Edited and translated by L. Abramowski and A. E. Goodman. Vol. I: Syriac Text. Cambridge, 1972. P. 69—70. [45] The Nestorian Collection of Christological Texts. Vol. I: Syriac Text. P. 105. [46] The Nestorian Collection of Christological Texts. Vol.

II: Introduction, Translation, Indexes. P. XXXII. [47] См. A. R. Vine. The Nestorian Churches. P. 112—120. [48] О миссии сирийских христиан в Китае см., в частности: J. Foster. The Church of the T’ang Dynasty. New York, 1939; P. Y. Saeki. The Nestorian Documents and Relics in China. Tokyo, 1937. См. также: История Мар Яблахи III и Раббан Саумы.

Исследование, перевод с сирийского и примечания Н. В. Пигулевской. М., 1958. [49] A. R. Vine. The Nestorian Churches. P. 167—168. [50] Н. Муравьев. Сиро-халдейская Церковь. — ЖМП № 4, 1956. С. 68. [51] Н. Муравьев. Сиро-халдейская Церковь. С. 69. Ср.: А. А. Спасский. Сиро-халдейские несториане. — Богословский вестник 1898. С. 231.

[52] Эта линия прекратилась в начале XIX в. со смертью Католикоса Элии XII Ишояба. [53] См. раздел «Смутное время в истории Сиро-персидской Церкви» в работе В. В. Болотова «Из истории Церкви Сиро-персидской» (Христианское чтение за 1899 г. С. 535—547). [54] «Линия В» по терминологии Болотова. [55] J. Joseph. The Nestorians and their Muslim Neighbors. P. 32.

Автору этих строк довелось 25 декабря 1997 г. присутствовать на рождественском богослужении в ассирийском храме г. Тегерана, где собралась достаточно многочисленная (несколько сот человек) община иранских халдеев во главе с местным епископом. [56] J. Joseph. The Nestorians and their Muslim Neighbors. P. 23. [57] Католикос Сиро-халдейской церкви и его народ. — Христианское чтение № 8, 1899. С. 204. [58] Подробнее об этом см. в: А. Спасский.

Сиро-халдейцы несториане и присоединение их к Православной Церкви. — Богословский вестник № 5, 1898. С. 202—243. Об истории Урмийской миссии см. в: Иеромонах Стефан (Садо). Российская православная миссия в Урмии. — Христианское чтение. Журнал Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии № 13, 1996. С. 73—112. [59] Об обстоятельствах этого убийства см.: Surma d’Bait Mar Shimun.

Assyrian Church Customs and the Murder of Mar Shimun. London, 1920. P. 96—99. [60] Ibid. P. 108—109. [61] D. Miller. Translator’s Introduction. P. LXXVII—LXXVIII. [62] См. Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909. Далее обозначается буквой B. [63] Codex Synaiticus Syriacus 24. [64] См. D. Miller. Translator’s Introduction. P. LXXVIII. [65] См.