Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

Эта Любовь сотворила мир и ведет его по пути к Богу. Из любви к тварному миру и ради спасения людей Бог воспринял человеческую плоть и пострадал на Кресте, чтобы тем самым обновить человеческое естество и открыть вход в Небесное Царство. Спасение человека есть не что иное, как восхождение к божественной Любви и свету — вслед за Христом, Чье человеческое естество возвысилось до вершин Божества, результатом чего стало обожение и Его человеческого естества, и всякого человека, и всего естества разумных существ.

[1] Тема любви Божией является центральной в сирийской богословской традиции начиная с Ефрема Сирина. См.: S. Brock. Spirituality in Syriac Tradition. Kottayam, 1989. P. 84. [2] II/39,22. [3] Главы о знании IV,79—80. [4] Здесь и далее мы пользуемся термином «естество» для передачи сирийского kyana в том случае, когда речь идет о естестве Божием или о божественном и человеческом естествах Христа.

В некоторых других случаях мы употребляем термин «природа». Отметим, что нередко Исаак Сирин использует термин «естество Божие» или просто «Естество» в качестве синонима слова «Бог». [5] II/10,18—19. [6] II/38,1—2. [7] Ср. Исх. 3:14. Имена El Shaddai и Ehyeh aher ehyeh заимствованы Пешиттой из еврейской Библии и оставлены без перевода. [8] Исх. 6:3. [9] Главы о знании IV,3. [10] Главы о знании III,1. [11] Еф. 1:21. [12] II/10,24. [13] Главы о знании I,1. [14] I/25 (118) = B51 (361). [15] I/67 (350) = B7 (103). [16] II/38,3. [17] II/40,3. [18] II/40,2. [19] II/39,3. [20] II/38,4. [21] Т. е. благость и любовь. [22] II/38,5. [23] II/10,23. Ср. II/40,1. [24] Главы о знании IV,87. [25] II/5,11. [26] II/38,3. [27] II/14,15. [28] B45 (323). [29] I/85 (419—420) = B50 (345). [30] I/85 (419—420) = B50 (345). [31] Исх. 20:5; Числ. 14:18. [32] Букв. «средних». [33] Главы о знании I,17. [34] Пс. 118:137. [35] См. Мф. 20:13—15 и Лк. 15:20—22. [36] I/90 (431—432) = B50 (357—358). [37] B50 (349). Ср. I/89 (424). [38] Главы о знании IV,85. [39] II/39,19. [40] I/90 (431) = B50 (358). [41] I/41 (173) = B65 (455). [42] I/48 (208) = B74 (510). [43] Сир. «о причиняющих ей (т. е. истине) вред», «о наносящих ей ущерб». [44] I/48 (206) = B74 (507—508). [45] 2 Тим. 2:13. [46] Главы о знании I,17. [47] II/10,19. [48] Быт. 1:1 («В начале Бог сотворил небо и землю»). [49] Василий Великий. Беседа 1-я на Шестоднев. [50] Букв. «движения». [51] II/1,72. [52] В сирийском тексте (изд. Беджана)

«восемь», в греческом переводе — «семь». [53] I/17 (71) = B25 (188). [54] I/17 (70—71) = B25 (187—188). Ср. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии VI—VII. Ср. греч. aaggelow — посланник. [55] II/10,24. [56] Главы о знании II,70. [57] Букв. «Шехины невидимости». Шехина (евр.) — присутствие Божие, слава Божия; одно из важнейших понятий библейского богословия.

Термин встречается у ранне-сирийских авторов и в литургических текстах. [58] II/10,24. [59] II/20,8. [60] Исаак использует язык св. Григория Богослова. [61] Главы о знании IV,86. [62] II/12,1. [63] II/8,6. [64] Ис. 14:12 по переводу LXX. [65] Ср. Лк. 10:18. [66] Главы о знании III,87—88. [67] I/17 (69) = B25 (184). [68] I/18 (72—73) = B27 (196). [69] I/31 (139—140) = B53 (386). [70] II/9,6. [71] II/9,12. [72] I/17 (71) = B25 (188). [73] Ср. II/5,6. [74] II/18,18. [75] II/18,18. [76] B4 (45) и др. [77] II/19,1. Ср. II/17,1. [78] См. Brock. Note 2 to II/17,1. [79] I/4 (21) = B3 (26). [80] I/3 (18) = B3 (21). [81] I/4 (21—22) = B3 (25). [82] I/4 (21) = B3 (25).

[83] Отметим, что в славянском языке слово «страсть» имеет также двойное значение — страсти и страдания. [84] См. об этом: K. T. Ware. The Meaning of «Pathos» in Abba Isaias and Theodoret of Cyrus. — Studia Patristica XX. Louvain, 1989. P. 315—322. [85] I/57 (292) = B5 (61). [86] Букв. «цель созерцания будущего века видится в бытии святых ангелов». [87] Т. е. между людьми и ангелами. [88] Т. е. состоящими из души и тела (людьми). [89] Т. е. бесплотными (ангелами). [90] Главы о знании I,62. [91] Главы о знании III,70. [92] I/48 (207—208) = B74 (509—510). [93] Ср. Втор. 5:25 и далее. [94] Ср. Исх. 19:15 и далее. [95] Ср. 3 Цар. 19:12. [96] Ср. Пс. 71:6. [97] Ср. Евр. 10:20. [98] I/53 (232—233) = B82 (574—575). Сир.

«и среди нас беседовал с нами в одежде, которую Промысл сотворил во чреве Девы». Греческий перевод данной фразы является примером того, как тщательно избегалась терминология «одежды» в среде халкидонитов. [99] I/18 (75). Данный текст существует только в западно-сирийской редакции (и греческом переводе), но отсутствует в восточно-сирийской редакции. [100] I/4 (20) = B3 (24). [101] Т. е. на Крест. [102] Букв. «чину христиан». [103] Или «во (время) пришествия». [104] Ср. 2 Кор. 5:4. [105] Ср. Евр. 10:10. [106] II/1,37. [107] Главы о знании I,49. [108] Главы о знании II,65—66. «Ожидает рождения» — т. е.

возрождения к новой жизни в будущем веке. [109] Главы о знании IV,84. [110] Ин. 3:16. [111] Главы о знании IV,78. [112] Т. е. без просьбы со стороны людей. [113] Так в оригинале. [114] II/40,14. [115] II/11,12. Слово «храм» основано на Ин.2:19. [116] II/11,13. [117] II/11,12. [118] II/11,24. [119] См. Brock. Note 1 to II/11,24. [120] См. С. Брок. Христология Церкви Востока. С. 44. [121] Т. е. человеческое естество. [122] Евр. 11:3. [123] Как к Человеку. [124] Бог. [125] Букв. «захотел и вселился». [126] Человека. [127] Евр. 1:6. [128] Человеку Иисусу. [129] Бога Слова. [130] Иисус. [131] II/11,21—22. [132] Вар. «по действию Его». [133] II/11,28. [134] Бог Отец.

[135] Синтаксис данного предложения позволяет понять его смысл двояким образом: либо речь идет о «свете, в который облачен человек» (т. е. Христос-человек), либо о «свете, в котором (пребывает) Тот, Кто облачен в человека» (т. е. Христос-Богочеловек). Последнее понимание не противоречит словоупотреблению Исаака и восточно-сирийской традиции; однако первое кажется нам более соответствующим смыслу данного отрывка. [136] II/11,29.

Отметим, что такое понимание близко к византийским литургическим текстам. Ср., например, песнопения праздника Вознесения: «Недр отеческих не разлучься, сладчайший Иисусе, и с земными яко человек пожив, днесь от горы Елеонския вознеслся еси во славе и падшее естество наше милостивно вознес, Отцу спосадил еси» (Стихира на вечерне); «Превечный Бог и безначальный, еже восприят естество человеческое, обоготворив тайно, днесь вознесе» (Седален на утрени). [137] Букв. «славы вечности Твоей». [138] Т. е. ангелов. [139] Или «познанию Тебя». [140] Ср. Ис. 1:9; Рим. 9:29. [141] II/5,6.

[142] «Добровольное соединение» — характерное для восточно-сирийской христологии выражение, указывающее на соединение двух естеств в Иисусе Христе. Выражение встречается в сирийском тексте «Книги Гераклида» Нестория, в «Книге о единстве» Бабая Великого и других классических произведениях восточно-сирийской традиции. [143] II/5,7. [144] II/5,18. [145] Ср.

II/7,13, где Исаак говорит о «совершенном смешении» святых с Богом, которое символически прообразует единство Христа во Святой Троице. [146] Ср. Пс. 103:2. [147] Букв. «и которой победили они мир борьбы». [148] II/5,22—23. Букв. «даруй мне открытое лицо пред Тобою во время молитвы».     Глава II. Путь безмолвника   Хочешь ли знать человека Божия?

Узнай его по присущей ему постоянной тишине, плачу и непрестанной внутренней сосредоточенности. Главы о знании IV,76 Люби всех, но удаляйся от всех. B 65 (457)   В этой главе мы укажем на некоторые наиболее характерные черты аскетизма преподобного Исаака Сирина. Мы рассмотрим, во-первых, его понимание аскетической жизни как пребывания в одиночестве, вдали от мира и страстей.

Мы разберем также его учение об отречении от мира, о любви к Богу и ближнему, о молчании как одном из основных условий для достижения безмолвия и покоя ума. Речь пойдет главным образом о различных аспектах монашеской аскетической практики, однако будут затронуты также некоторые более общие идеи Исаака относительно христианской жизни, в частности его учение об исполнении заповедей и борьбе со страстями.