Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

[31] Преподобный Серафим Саровский. [32] I/56 (281) = B4 (46). [33] Т. е. свое духовное здоровье. [34] Лк. 4:23. [35] I/58 (312—313) = B6 (89). Ср. Мф.15:14. [36] Григорий Богослов. Слово 3,12. Цитата отсутствует в сирийском оригинале. [37] I/56 (280—281) = B4 (45—46). [38] I/30 (139) = B53 (385). [39] Т. е. с пребыванием в общежитии. [40] Ср. Кол. 3:5. [41] I/13 (54—55) = B18 (147—148).

Различие между отшельниками и «прочими», проводимое в данном отрывке, напоминает подобное различие между «совершенными» и «праведными» в «Книге степеней». Согласно последней, «совершенные» должны быть подобны ангелам, которые не одевают нагих, не питают голодных и не заботятся о своих братьях: Liber Graduum, col. 751. [42] I/14 (55) = B18 (148—149). [43] Мф. 5:7. [44] B65 (456—457).

Текст отсутствует в греческом и русском переводах. [45] I/41 (173) = B65 (455). [46] Этот термин заимствован Исааком у Макария Египетского, Иоанна Апамейского и других сирийских писателей. См. Brock. Note 1 to II/10,34. [47] II/10,33—34. [48] II/10,35. [49] II/10,35. [50] Мы будем подробно рассматривать тему мистического «опьянения» в главе VII. [51] II/10,36. [52] Ср. Рим. 12:15. [53] Букв. «из-за чрева».

[54] Последние три фразы отсутствуют в греческом и русском переводах. [55] I/89 (424) = B50 (349—350). [56] I/14 (59) = B18 (154). [57] II/1,19. [58] I/89 (424) = B50 (350). [59] Букв.: «Сначала будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию». [60] I/41 (171—172) = B65 (450—452). [61] I/14 (59) = B18 (154). [62] I/91 (434) = B57 (403—404). Речь идет о философе Секунде (II в.). [63] I/42 (178—180) = B66 (468—470). [64] I/42 (180) = B66 (470). [65] I/85 (412) = B46 (334). [66] 1 Пет. 3:4. [67] Письмо 2 (сир. версия).

[68] В греческом тексте: «свободного образа жизни». [69] I/21 (92—94) = B35 (243—247). [70] Ср. 1 Кор.9:24—25. [71] II/10,40. [72] I/14 (59) = B18 (154). [73] I/2 (10) = B2 (12). [74] Достаточно вспомнить «Толкование Блаженств» св. Григория Нисского и «Лествицу» преп. Иоанна Синайского. [75] Сир. «что нет конца ее прозрениям». [76] I/21 (81) = B35 (225). [77] I/21 (87) = B35 (235). [78] I/36 (156) = B60 (424—425). [79] I/63 (340) = B11 (119). [80] I/21 (91) = B35 (242). [81] I/35 (152) = B59 (418). [82] Ср. Рим.8:17. [83] I/74 (371) = B35 (222). [84] I/41 (174) = B65 (459—460). [85] II/31,1. [86] Ср. Мф.4:1—2. [87] I/21 (89—90) = B35 (238—240). [88] I/56 (276) = B4 (40—41). [89] II/24,3. [90] Букв. «детскому и иудейскому». [91] Ср. Мф.6:16; 21:13; 21:23. [92] II/24,1—5.

[93] По этому учению, «деятельность» есть собственно исполнение заповедей Христовых, «естественное любомудрие» — созерцание тварного бытия и проникновение в сокровенный смысл тварных существ (познание «логосов тварных вещей»), а «богословие» есть созерцание света Святой Троицы. [94] I/66 (345—346) = B12 (121—122). Ср. также Главы о знании IV,75, где Исаак говорит о трех этапах духовной жизни. [95] II/22,1—3. [96] II/22,4—6.     Глава III.

Испытания на пути к Богу   Помраченная душа есть второй ад, а просветленный разум — друг серафимов. Главы о знании I,34 Бог не дает великого дарования без великого искушения. I /78 (388) = B 39 (298)   Исаак Сирин известен своими описаниями возвышенных мистических состояний, которых удостаиваются подвижники, достигшие высоких степеней духовного преуспеяния.

Однако он уделяет также большое внимание «обратной стороне» христианского подвижничества — испытаниям и страданиям, через которые по необходимости проходит подвижник на пути к Богу.             В настоящей главе мы остановимся на учении Исаака о трудностях христианской жизни и попытаемся суммировать тот негативный опыт, который описан на страницах его произведений.

Речь пойдет о различного рода искушениях, переживаемых человеком, идущим к Богу, а также о богооставленности как наивысшей форме страдания.   1. Искушения Сирийский термин nesyona, соответствующий греческому peirasmow, может быть переведен как «искушение», «испытание», «экзамен», «проверка», «проба»; родственное слово nesyana означает «опыт».

Оба слова происходят от еврейского глагольного корня nsh, означающего «подвергнуть испытанию». В Библии мы встречаемся с несколькими видами искушений, в которых участвуют три лица: Бог, человек и диавол. Искусителями-испытателями человека в Библии бывают Бог и диавол. Бог искушает Авраама для испытания его веры [1] , испытывает Свой народ «в горниле страдания», чтобы узнать, чтo в сердце его [2] , испытывает «сердца и утробы» людей [3] , испытывает «все глубины сердца» каждого человека [4] .

Диавол искушает Адама и Еву, внушая им вкусить запретный плод [5] , трижды искушает в пустыне Иисуса [6] . Есть еще третий вид искушения — когда человек искушает Бога: так искушал Бога, по своему неверию, израильский народ [7] , так искушали Иисуса фарисеи и законники [8] , так Анания и Сапфира искушали Духа Святого [9] . Наконец, четвертый вид искушения — когда человек сам «искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» [10] .

Исаак Сирин чаще всего говорит о первых двух видах искушения, то есть об испытании человека Богом или об искушении человека диаволом. В первом случае речь идет об опыте, необходимом для познания Бога, во втором — о том, чего христианин должен бояться и стараться избежать. Исааку был задан вопрос: как согласуются постоянные призывы Христа переносить искушения и страдания [11] с Его же словами «Молитесь, чтобы не впасть в искушение»?

[12] Исаак отвечает следующим образом: Молись, — говорит Он, — чтобы не впасть в искушение касательно веры. Молись, чтобы вместе с демоном богохульства и неверия не впасть в искушения самомнением твоего ума. Молись, чтобы, по Божию попущению, не впасть тебе в явное диавольское искушение по причине злых помыслов, которые помыслил ты в уме своем и за которые попускается на тебя искушение.

Молись, чтобы не было отнято у тебя свидетельство чистоты, чтобы не быть тебе искушаемым пламенем греха. Молись, чтобы не войти тебе в искушение, оскорбив кого-либо. Молись, чтобы не войти тебе в искушения души посредством двоедушия и сомнения, которыми душа вводится в великое борение. А искушения телесные приготовься принимать от всей души и погружайся в них всеми своими членами; и очи свои наполняй слезами, чтобы ангел-хранитель не отступил от тебя.