Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

[10] Многочисленные рассказы о том, как дикие животные повиновались святым, содержатся в житийной литературе. Ср. рассказ о святом Герасиме Заиорданском, которому служил лев (в Apo­phthegmata patrum). Более поздний пример — преподобный Серафим Саровский, которому служил медведь. [11] I/53 (235) = B82 (577—578). [12] Главы о знании II,94. [13] Деян. 1:4—8. [14] Ср. Пс. 25:9. [15] I/53 (237) = B82 (580). [16] I/53 (236) = B82 (579—580). [17] II/18,6. [18] II/18,8—9. [19] II/18,10—11. [20] I/48 (213) = B74 (516—517). [21] Исх. 20:21.

Подробнее о терминологии «мрака» у Исаака Сирина см. в главе VII нашей работы (раздел «Изумление»). [22] I/48 (213—214) = B74 (517—518). В греч. и рус. переводах текст сильно сокращен. [23] I/89 (420) = B50 (346). [24] I/38 (160—161) = B62 (431—432). [25] II/37,1—2. [26] I/48 (213) = B74 (516). [27] I/89 (421) = B50 (346). [28] Мф. 18:3. [29] Ср. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея-Евангелиста 58,2—3. [30] Пс. 114:5. [31] I/49 (214—215) = B77 (525). [32] Ср. 2 Кор. 12:9. [33] I/61 (333) = B8 (104—105). Ср. Пс. 50:19. [34] Ср. Мф. 19:26. [35] II/27,1—3. [36] I/48 (212—213) = B74 (515—526). [37] I/56 (282) = B4 (47). [38] Главы о знании I,85. [39] I/48 (206—207) = B74 (508). [40] I/56 (277) = B4 (41). [41] I/57 (294) = B5 (63—64). [42] Ср. 3 Цар. 10:11. [43] I/57 (303—304) = B5 (76—77). [44] I/57 (306) = B5 (79). [45] I/23 (111—112) = B41 (307—308). [46] I/58 (310) = B6 (85—86).

[47] Эта ремарка свидетельствует о том, что Исаак начинал свой монашеский путь не у себя на родине. [48] I/11 (50) = B18 (142—143).     Глава V. Слезы   Для отшельника нет праздников. Праздник отшельника есть его плач. Главы о знании II,44 Ибо Ты даешь грешнику кающемуся покаяние и сокрушенное сердце; так Ты освобождаешь его сердце от лежащего на нем бремени греха благодаря утешению, происходящему от печали и от дара слез.

II /5,3 Учение преподобного Исаака о слезах тесно связано с темой покаяния, хотя, как мы увидим, он говорит не только о покаянном плаче о грехах, но и о плаче умиления, объемлющем душу человека при встрече с Богом. Ниже мы рассмотрим учение Исаака о покаянии, после чего остановимся на его учении о двух видах слез: горьких слезах покаяния и сладких слезах умиления.   1.

Покаяние Вслед за Афраатом и Иоанном Апамейским, Исаак говорит о покаянии как лекарстве, установленном самим Богом для постоянного обновления и исцеления человека: Поскольку знал Бог Своим милосердным знанием, что если бы абсолютная праведность требовалась от людей, тогда только один из десяти тысяч нашелся бы, кто мог бы войти в Царство Небесное, Он дал им лекарство, подходящее для каждого — покаяние (tyabuta)

, чтобы каждый день и на всякий миг было для них доступное средство исправления посредством силы этого лекарства и чтобы через сокрушение они омывали себя во всякое время от всякого осквернения, которое может приключиться, и обновлялись каждый день через покаяние. Велико это средство, которое сострадательный Творец, по премудрости Божества Своего, уготовал ради нашей вечной жизни, ибо Он желает, чтобы мы ежедневно обновлялись и представали в добродетельном изменении воли и обновлении разума [1] .

Итак, покаяние должно происходить в человеке не периодически, но каждый день и час: «Ежечасно надлежит нам знать, что в сии двадцать четыре часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии» [2] . Покаяние не должно ограничиваться только определенным периодом в жизни человека и не должно считаться уделом определенной категории людей. В этом смысле покаяние универсально: Ибо если все мы грешники и никто не выше искушений, то ни одна из добродетелей не выше покаяния, [потому что дело покаяния никогда не может быть совершенно.

Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим достичь спасения. И нет предела совершенству, потому что совершенство и самих совершенных несовершенно. Поэтому-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами] [3] . Исаак определяет покаяние как «оставление прежнего и печаль о нем» [4] . В другом месте покаяние определяется как «приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего и мольба о хранении будущего» [5] .

В последнем определении можно выделить три момента. Во-первых, покаяние есть молитва перед лицом Бога, через которую человек приближается к Богу, а не только переживание содеянных грехов наедине с собой. Во-вторых, покаяние есть мысль о прошлом, отречение от грехов прошлого и раскаяние в них. В-третьих, покаяние есть обращенность в будущее и желание сохранить свое будущее неоскверненным от греха.

Покаяние сравнивается с кораблем, на котором человек переплывает море, отделяющее его от вечной жизни. Капитаном этого корабля является страх Божий, а пристанью и целью путешествия — божественная любовь. В эту пристань входят все «труждающиеся и обремененные» покаянием [6] . «Собери мои порывы для корабля покаяния, чтобы в нем возликовал я посреди житейского моря, пока не достигну гавани Твоей надежды», — молится Исаак [7] .

О покаянии говорится как о втором крещении: эта тема традиционна для всей восточной патристической традиции. Согласно Исааку, Бог не захотел, чтобы человек из-за злоупотребления своей свободой лишился уготованного ему блаженного состояния, и потому Он «изобрел второй дар, который есть покаяние, чтобы через него получали люди обновление каждый день и им были оправдываемы на всякий миг» [8] .

Покаяние является возобновлением благодати крещения, утраченной в результате грехопадения: «Как благодать на благодать людям по крещении дано покаяние. Ибо покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог приняли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, открытая усердно ищущим его... Покаяние есть вторая благодать...

» [9] Через покаяние человеку возвращается то знание (ida‘ta), которое было дано ему в крещении как залог [10] . Тема крещения слезами в патристической традиции иногда связывается с темой крещения кровью [11] . Развивая это сравнение, Исаак говорит о покаянии как мученичестве: Истинно кающийся есть живой мученик. Слезы по своим действиям превосходят кровь, и покаяние превосходит мученичество.

Первые [12] увенчиваются раньше, чем вторые [13] : вторые увенчиваются вместе с прочими, а первые — прежде прочих. Таким образом, истинно кающийся видится получающим двойной венец [14] . Покаяние начинается с чувства собственной греховности, появляющегося в человеке под действием благодати Божией. Это чувство — дар Божий, входящий в наш ум, когда Бог видит, что мы утомлены искушениями [15] .