Эдгар П. Кайзер-КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МОРМОНАМ-Ответ... "Святым последних дней"-© Фонд "Лютеранское Наследие", 1994-Предисловие-Лютеранская

Источник

Кроме версии, гласящей, что книга, якобы, была дана Богом через Морония, которую отстаивают сами "Святые", существует еще много версий происхождения Книги Мормона. Самая популярная среди этих версий предполагает, что данная книга является плагиатом с древнего манускрипта, написанного Соломоном Споулдингом и, предположительно, содержащего теорию о том, что американские индейцы были на самом деле иудеями, эмигрировавшими в Америку. Но единственный когда-либо обнаруженный манускрипт Споулдинга - это витиеватый по стилю и сентиментальный индейским роман. Фаун М. Броди, в своей книге "Никто не знает моей истории"20 (приложение В.), мастерски доказывает неправдоподобность этой теории.

Другие критики книги настаивают на том, что Иосиф Смит страдал галлюцинациями, и Книга Мормона является плодом его больного воображения. Однако связность изложения материала исключает и эту возможность.

Вероятно, наиболее обоснованным является предположение, что книга была написана человеком, обладавшим бурной фантазией и достаточной образованностью, чутко реагировавшим на события своего времени и имевшим пристальный интерес ко всему, чго говорилось и писалось о религии, о различных "теориях" происхождения индейцев и возникновения загадочных холмов вокруг того места, где он жил в детстве. Фаун Броди справедливо отмечает, что книга отражает многие текущие вопросы и события того времени, некоторые из которых имели место как раз во время "написания" книги. Она пишет: "Любая теория о происхождении Книги Мормона, высвечивающая личность самого пророка и не уделяющая внимания тому периоду его жизни, к которому все это относится, обречена на неизбежные искажения и извращения фактов. Потому что данную книгу лучше всего можно объяснить не невежеством Иосифа и не его галлюцинациями, но его впечатлительностью и реакцией на провинциальные мнения тех времен. У него никогда не было ни усердия, ни настойчивости, чтобы разобраться в реальности, но его разум был открыт для всех интеллектуальных влияний, откуда бы их ни заносило. Если его книга кажется сегодня скучной и однообразной, то это только потому, что страсти тех времен давным давно улеглись, и злободневные вопросы, на которые книга отвечала, перегорели и превратились в пепел".

Еще один "авторитетный источник"

Вероятно, для понимания сути движения мормонов намного более важным чем Книга Мормона является другой "авторитетный источник", почитаемый святыми последних дней как "богодухновенная книга". Речь идет о так называемых "Учениях и Заветах"21. Эта книга содержит откровения, полученные провидцам Иосифом Смитом, и некоторые дополнения, внесенные его последователями, стоявшими у руля церкви. Здесь можно обнаружить большинство доктрин, принятых среди святых последних дней.

В этой книге, например, читатель может найти указания и поверья относительно крещения и причастия (раздел 20), относительно трех небесных царств (раздел 76), а также множество "мудрых цитат" (раздел 89). Многие, содержащиеся в этой книге доктрины, помимо всего прочего, противоречат современным учениям и практике мормонов, например: Бог всегда один и тот же и не изменяется (раздел 76); во время причастия должно исповедоваться (раздел 20); спасение достигается верой (раздел 20); Бог един (раздел 20). Тому, кто всерьез хочет исследовать доктрину мормонов, следует скорее заняться "Учением и Заветами", чем "Книгой Мормона".

Третий источник учения святых последних дней - это "Драгоценная Жемчужина". Она претендует на то, что является переводом Книги Авраама, обнаруженной среди некоторых египетских рукописей, которые демонстрировались по всей стране вместе с несколькими египетскими мумиями. Эта книга также была, якобы, переведена Иосифом Смитом путем "прямого вдохновения с небес". Она весьма примечательна, так как содержит идеи о множественности богов, метафизические заявления об обитаемых звездах и земле, сотворенной из существующих материалов, а также раскрывает позицию мормонов по отношению к неграм, которая заключается в косвенной поддержке рабства и утверждении, что негры рождаются в телесном виде от "проклятого рода Ханаан" -африканской расы. В 1860-х годах шесть ведущих египтологов, исследовавших факсимильные изображения "Книги Авраама" пришли к выводу, что они представляют собой обыкновенные похоронные документы, тысячи которых можно найти при раскопках египетских могил. Это еще раз подтвердилось в 1967 году, когда были открыты и заново переведены 11 фрагментов папируса, хранящиеся в Нью-Йоркском музее искусств. Совсем недавно, в 1976 году, мормонский египтолог Ди Джей Нельсон еще раз активно проанализировал текст, написанный иероглифами и снова подтвердил, что он представляет собой ни что иное, как запись египетской похоронной церемонии. Семья Нельсона вскоре после этого заявила о своем разрыве с мормонской церковью.

Четвертый источник, из которого святые последних дней вытягивают свои учения - это английский перевод Святой Библии, выполненный при короле Иакове - в тех ее местах, "где она правильно переведена". Иосиф Смит пытался выполнить свой собственный перевод, чтобы получить "более совершенную версию". Это произведение известно под названием "Богодухновенная Библия"22. С научной точки зрения она может быть оценена как весьма посредственный перевод, и большинство мормонов разумно предпочитают иметь дело с версией "короля Иакова". Однако, в тех случаях, когда "Богодухновенная Библия" более удобна им для осуществления какой-то конкретной цели, например, при обсуждении доктрины о Боге - некоторые ученые-мормоны прибегают к помощи перевода Иосифа Смита. (Так поступают, в частности, Иосиф Ф. Смит и Брюс Мак Конки).

Несколько заключительных слов об источниках Таким образом, святые последних дней имеют четыре главных источника, на которых основываются их учения: Книга Мормона, Учение и Заветы, Драгоценная Жемчужина и Библия, -"в тех местах, где она правильно переведена". Становится ясно, что мормоны рассматривают Библию, как самый малозначительный источник своих доктрин, поскольку они постоянно подвергают сомнениям правильность ее перевода.

Кроме того, святые последних дней принимают идею "продолжающегося откровения". Новое "откровение" может быть дано церкви в любой момент (как, например, произошло, когда мормоны - под давлением правительства США - все-таки попросили своих приверженцев не практиковать многоженство).