Эдгар П. Кайзер-КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МОРМОНАМ-Ответ... "Святым последних дней"-© Фонд "Лютеранское Наследие", 1994-Предисловие-Лютеранская

Вероятно, для понимания сути движения мормонов намного более важным чем Книга Мормона является другой "авторитетный источник", почитаемый святыми последних дней как "богодухновенная книга". Речь идет о так называемых "Учениях и Заветах"21. Эта книга содержит откровения, полученные провидцам Иосифом Смитом, и некоторые дополнения, внесенные его последователями, стоявшими у руля церкви. Здесь можно обнаружить большинство доктрин, принятых среди святых последних дней.

В этой книге, например, читатель может найти указания и поверья относительно крещения и причастия (раздел 20), относительно трех небесных царств (раздел 76), а также множество "мудрых цитат" (раздел 89). Многие, содержащиеся в этой книге доктрины, помимо всего прочего, противоречат современным учениям и практике мормонов, например: Бог всегда один и тот же и не изменяется (раздел 76); во время причастия должно исповедоваться (раздел 20); спасение достигается верой (раздел 20); Бог един (раздел 20). Тому, кто всерьез хочет исследовать доктрину мормонов, следует скорее заняться "Учением и Заветами", чем "Книгой Мормона".

Третий источник учения святых последних дней - это "Драгоценная Жемчужина". Она претендует на то, что является переводом Книги Авраама, обнаруженной среди некоторых египетских рукописей, которые демонстрировались по всей стране вместе с несколькими египетскими мумиями. Эта книга также была, якобы, переведена Иосифом Смитом путем "прямого вдохновения с небес". Она весьма примечательна, так как содержит идеи о множественности богов, метафизические заявления об обитаемых звездах и земле, сотворенной из существующих материалов, а также раскрывает позицию мормонов по отношению к неграм, которая заключается в косвенной поддержке рабства и утверждении, что негры рождаются в телесном виде от "проклятого рода Ханаан" -африканской расы. В 1860-х годах шесть ведущих египтологов, исследовавших факсимильные изображения "Книги Авраама" пришли к выводу, что они представляют собой обыкновенные похоронные документы, тысячи которых можно найти при раскопках египетских могил. Это еще раз подтвердилось в 1967 году, когда были открыты и заново переведены 11 фрагментов папируса, хранящиеся в Нью-Йоркском музее искусств. Совсем недавно, в 1976 году, мормонский египтолог Ди Джей Нельсон еще раз активно проанализировал текст, написанный иероглифами и снова подтвердил, что он представляет собой ни что иное, как запись египетской похоронной церемонии. Семья Нельсона вскоре после этого заявила о своем разрыве с мормонской церковью.

Четвертый источник, из которого святые последних дней вытягивают свои учения - это английский перевод Святой Библии, выполненный при короле Иакове - в тех ее местах, "где она правильно переведена". Иосиф Смит пытался выполнить свой собственный перевод, чтобы получить "более совершенную версию". Это произведение известно под названием "Богодухновенная Библия"22. С научной точки зрения она может быть оценена как весьма посредственный перевод, и большинство мормонов разумно предпочитают иметь дело с версией "короля Иакова". Однако, в тех случаях, когда "Богодухновенная Библия" более удобна им для осуществления какой-то конкретной цели, например, при обсуждении доктрины о Боге - некоторые ученые-мормоны прибегают к помощи перевода Иосифа Смита. (Так поступают, в частности, Иосиф Ф. Смит и Брюс Мак Конки).

Несколько заключительных слов об источниках Таким образом, святые последних дней имеют четыре главных источника, на которых основываются их учения: Книга Мормона, Учение и Заветы, Драгоценная Жемчужина и Библия, -"в тех местах, где она правильно переведена". Становится ясно, что мормоны рассматривают Библию, как самый малозначительный источник своих доктрин, поскольку они постоянно подвергают сомнениям правильность ее перевода.

Кроме того, святые последних дней принимают идею "продолжающегося откровения". Новое "откровение" может быть дано церкви в любой момент (как, например, произошло, когда мормоны - под давлением правительства США - все-таки попросили своих приверженцев не практиковать многоженство).

Однако, как было сказано, в церкви не появилось с тех пор никаких серьезных откровений. И это - любопытный факт, поскольку основным аргументом в пользу "продолжающегося откровения" является необходимость "идти в ногу со временем". За последние же несколько десятилетий в мире произошло, наверное больше изменений, чем за всю историю, предшествующую нашему веку.

И, наконец, добросовестный исследователь Библии подвергнет любое "новое откровение" - будь то Книга Мормона, Драгоценная Жемчужина или современные видения - испытанию, предложенному апостолом Павлом: "Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1:8).

6. Необычные поверья и обряды

При любых обсуждениях движения мормонов существует определенное искушение "очароваться" теми аспектами их учений и обрядов, которые необычны и в некотором роде "экзотичны" в сравнении с "номинальными" христианскими религиями. Хочется верить, что нам, путем концентрации на некоторых основных доктринах, удалось избежать такого искушения в данной брошюре. Тем не менее, обсуждение учения мормонов было бы далеко не полным, если бы мы не коснулись - хотя бы поверхностно - некоторых из наиболее "нетипичных" аспектов этой организации.