Эдгар П. Кайзер-КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МОРМОНАМ-Ответ... "Святым последних дней"-© Фонд "Лютеранское Наследие", 1994-Предисловие-Лютеранская

Хотя Книга Мормона и послужила толчком к тому, что Иосиф Смит "обрел место под солнцем", его дальнейший путь был не слишком прост. Многие из тех кого он крестил помнили о прошлом - о его репутации охотника за богатством и кладоискателя. Местные жители просто считали его мошенником и безнадежным богохульником. Появились иски по старым делам, за которыми последовали несколько судебных разбирательств. Это явно ослабило религиозную активность группы Смита, и вся его семья попала в полосу неудач. Иосиф Смит-старший был заключен в тюрьму по обвинению в неуплате долга. Они оказались перед лицом банкротства. И даже Эмма, жена Иосифа, металась в сомнениях, напуганная раздающимися в адрес ее мужа угрозами, она отказывалась стать "официальным" членом церкви и побуждала Иосифа "спуститься на землю" - что было единственным путем обеспечения безопасности их брака.

Хорошим образцом надуманных "откровений", которые использовал Иосиф Смит, является ответ, "полученный" им на высказанные опасения Эммы: "Вслушайся в голос Господа Бога твоего, когда Я говорю к тебе, Эмма Смит, дочь моя... Ты -женщина избранная и призванная Мною. Не ропщи на то, чего ты не постигла... И служение твое будет заключаться в утехе раба Моего, Иосифа Смита-младшего, мужа твоего, в его бедствиях, твоими утешительными словами, в духе кротости... И не следует тебе бояться за мужа своего, ибо муж твой будет поддерживать тебя от Церкви... Оставайся верной заветам, которые ты заключила. Следуй им в духе кротости и сторонись гордыни. Да найдет твоя душа усладу в муже твоем... И пока ты не будешь исполнять этого, не придешь туда, где Я".

Даже перед лицом столь ясной "вести" и прямых угроз, Эмма не давала своего согласия на присоединение к церкви еще в течение месяца после указанного откровения. После того как это все-таки произошло, Иосиф никогда более не возвращался на "грешную землю".

Существовавшая одно время угроза авторитету Иосифа в церкви со стороны Оливера Каудери и Хайрума Пейджа была легко устранена очередным "откровением": "Се, Я говорю тебе, Оливер... никто не будет помазан на получение заповедей и откровений в этой церкви, кроме раба Моего Иосифа Смита-младшего, ибо он получает их как сам Моисей... И еще ты должен взять брата своего Хайрума Пейджа и поведать ему наедине, что все, о чем он прочитал на том камне - не от Меня и сатана ввел его в заблуждение" (Учение и Заветы, 28).

И затем происходит одно из наиболее значительных событий в истории церкви Иисуса Христа святых последних дней. Оливер Краудери и еще три человека помимо него, отправляются в миссионерскую экспедицию для обращения индейцев. Через бывшего кэмпбеллита Парли Пратта был достигнут контакт с весьма успешным кэмпбеллитским ривайвелистом Сидни Ригдоном. Поссорившись недавно с Александром Кэмпбеллом и ревностно веруя в то, что Израилю надлежит быть снова собранным, Сидни Ригдон был убежден в правильности коммунного устройства раннехристианской церкви и был готов к принятию новых "откровений" мормонов. Менее чем за три недели Сидни Ригдон и все его коммунное поселение в Киртланде, Огайо, были крещены мормонскими миссионерами, после чего Ригдон отправился вместе с ними в штат Нью-Йорк, где был сердечно принят двадцатичетырехлетним Иосифом Смитом - младшим. Ригдон принес с собой некоторую теологическую и педагогическую основу в группу мормонов. Он был искренне предан убеждениям кэмпбеллитов о недопустимости курения и употребления спиртных напитков и весьма существенно повлиял на теологическое развитие мормонов (см., например, "Мир мудрости", Учение и Заветы, 89). Он убедил Иосифа Смита и группу его последователей из 60 человек переехать в Киртланд, Огайо - почти на 300 миль западнее штата Нью-Йорк, с его преследователями и "порочной прессой".

Назвав Киртланд "восточной границей земли обетованной", Иосиф Смит в конце концов увел группу своих последователей на запад. "Ригдон остановил лошадей перед главной лавкой Гилберта и Витни (в Киртланде). Иосиф сразу же спешился, взбежал по ступенькам и вошел в лавку, где стоял его младший компаньон. 'Ньювел К. Витни! Ты - тот человек!', -воскликнул он, протягивая руку. "У тебя есть преимущество передо мною, - ответил молодой лавочник. - Я не могу назвать тебя по имени, как ты назвал меня'. 'Я Иосиф, пророк, - сказал тот, улыбаясь. - Ты молился о том, чтобы я пришел, ну, так чего ты хочешь от меня?' Такое бесцеремонное вступление полностью обескуражило Витни. Он отдал пророку свой дом для временного проживания и свою преданность на всю жизнь" (Fawn M. Brodie, No Man Knows My History, p. 98f.). После обращения 150 кэмпбеллитов из Киртланда, новое поселение мормонов насчитывало уже более 200 человек.

Большую часть времени в Киртланде Иосиф посвятил разработке плана построения Нового Иерусалима, хотя место для предполагаемого святого города еще не было выбрано. Церковь начала приобретать свои очертания. Очень большое значение в ней придавалось Ааронову священству. Была избрана группа так называемых двенадцати апостолов. Чтобы взглянуть на эту новую религиозную общину приезжали люди, жившие за много миль от того места. Многие из них были обращены и остались там жить. Говорили, что там совершаются чудеса. Был разработан так называемый "Объединенный устав Еноха", согласно которому частная собственность становилась церковной, а личная прибыль - общественной добычей, что давало церковным лидерам огромную экономическую власть. Была проведена первая всеобщая конференция, во время которой Мелхиседеково (т.е. высшее) священство было введено, в действие и состоялось рукоположение еще нескольких человек. А вернувшиеся миссионеры рассказывали о прелестях Индепенденса, Миссури, что повлекло за собой направление 30 человек для обследования Индепенденса, как потенциального места для Нового Иерусалима. Эта экспедиция закончилась учреждением общины мормонов в Индепенденсе. Несмотря на бедность и все усиливающееся противостояние оппонентов, возражавших против его руководства движением, Иосиф Смит убедил своих последователей воздвигнуть храм в Киртланде, освящение которого в 1836 году повергло общину в состояние эйфории.

Но не все было так уж легко. Поселение в Индепенденсе, Миссури, столкнулось с нуждой и преследованиями, несмотря на заявление о том, что это - "земля обетованная, место для города Сиона". Новая община, будучи вынуждена покинуть Индепенденс, обосновалась в части Рэй Каунтри, Миссури, а Фар Вест был учрежден как опорное гнездо поселения.

Тем временем в Киртланде также появилось немало проблем. Многие люди покидали церковь, и среди них были даже лидеры организации. Ходили тревожные слухи, люди говорили о практике многоженства в церкви. Нависла также угроза экономической катастрофы. Долги росли. Банк мормонов лопнул, задолжав 150 тысяч долларов кредиторам-немормонам. Угрожающе росли внутренние разногласия и распри. Гербер Бимболл полагает, что "не существовало и двух десятков человек на всей земле, готовых провозгласить Иосифа Смита пророком Божьим". Во время конференции, состоявшейся в апреле 1837 года, по меньшей мере 6 из 12 апостолов открыто роптали и выражали свое несогласие с происходящим, а Парли Пратт, чье напыщенное красноречие в свое время привело не одну сотню новообращенных в церковь, даже пригрозил предъявить пророку иск. Но Иосиф пригрозил отлучить от церкви любого "святого", который предъявит иск своему брату по вере и послал своих избранных старейшин с миссией в Англию - до тех пор, пока шумиха в Киртланде не пройдет. Сам же он отправился в миссионерское путешествие по Канаде.

Но мир так и не пришел в Киртланд. Церковь раскололась. Оппозиционеры завладели храмом. Спор был очень ожесточенным. Спасаясь от угрозы ареста за банковские махинации, Иосиф и Сидни Ригдон под покровом ночи бежали из Киртланда, чтобы никогда туда более не вернуться. Они направились в Фар Вест, Миссури, в надежде на лучшие времена. Со временем 600 киртландских "святых" объединили свои ресурсы и двинулись на запад, после чего Киртланд уменьшился до размеров маленького сонного поселка, каким он, собственно и был, когда Иосиф прибыл в него в 1831 году.

Фар Вест

Мир, обретенный в Фар Весте продлился недолго. В день выборов, 6 августа 1838 года, немормоны попытались помешать мормонам голосовать за Галлатина в Дейвиес Кантри. В результате этого вспыхнул мятеж. Лидеры мормонов призвали к активному сопротивлению, что повлекло за собой создание ополчения. "Святые" были разбиты регулярными войсками, ограблены соседями и закляты самыми последними словами общественными властями. Иосиф Смит был приговорен военным трибуналом к расстрелу, но командующий группой войск отклонил приговор. В результате этой "первой мормонской войны" 8000 "святых" двинулись на запад от Фар Веста, пересекли Миссисипи и 1-го мая 1839 года начали покупать собственность в 50 милях к северу от Квинси, Иллинойс, где они приступили к строительству своего нового поселения, которое Иосиф назвал городом Нову.