Жизнь - как она возникла? Миллионы людей сегодня верят в эволюцию. Другие миллионы верят в сотворение. Третьи колеблются, не зная, во что верить. Эта книга обращается ко всем таким людям. В ней тщательно исследуется вопрос, как возникла жизнь - и какое это имеет значение для будущего. Жизнь - нан она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?

6 Такой  же   необъяснимой  для   эволюции   является миграция полосатой древесной славки. Она весит всего лишь 20 грамм. Несмотря на это, с наступлением осени она отправляется с Аляски к восточному побережью Канады или Новой Англии, где обильно питается, накап­ливает жир и затем поджидает холодного фронта. Когда он подходит, славка отправляется в путь.

Ее конечная цель - Южная Америка, но сначала она устремляется в сторону Африки. Пролетая над Атлантическим океаном и  набирая  высоту  почти  в  6 000  метров,  она ловит преобладающий ветер,  который уносит ее в  сторону Южной Америки. 7 Откуда славка знает, что надо подождать холодного фронта и что это означает хорошую погоду и попутный ветер?

Каким образом ей известно, что следует подни­маться все выше и выше, туда, где холодный и разрежен­ный воздух, содержащий на 50 процентов меньше кисло­рода? Откуда она знает, что только на такой высоте дует тот встречный ветер, который донесет ее до Южной Америки? Откуда ей известно, что надо лететь в сторону Африки, чтобы, благодаря этому ветру, дрейфовать в юго-западном   направлении?

   Ничего  этого   полосатая древесная славка не осознает. Когда она совершает над пустынными морями это путешествие протяженностью приблизительно в 4 000 километров в течение трех или четырех дней и ночей, ею управляет только инстинкт. 6,   7. Что представляется необычным в отношении миграции полосатой древесной славки, и какие вопросы помогают нам осознать масштаб ее действий?

Полярная крачка, совершая ежегодный перелет, покрывает расстояние в 35000 километров. Откуда славка, мозг которой не больше горошины, знает так много в отношении погоды и навигации? Совершая перелет, колибри своими крылышками в течение 25 часов делает каждую секунду до 75 взмахов. Рождаясь с «картой» в голове, перелетные птицы знают, где они находятся и куда им   8 Белые аисты проводят лето в Европе, но на зимовку улетают за 13 000 километров в Южную Африку.

Золоти­стая ржанка перебирается из арктической тундры в пампасы Аргентины. Некоторые виды куликов мигриру­ют за полторы тысячи километров от пампасов к самой оконечности Южной Америки. Таитянские кроншнепы совершают перелет с Аляски до Таити и других островов, пролетая до 10 000 километров над открытым океаном. Полет краснозобой колибри через Мексиканский залив на расстояние 1 000 километров гораздо короче, но не менее удивителен, если принять во внимание ее величину: она весит всего 3 грамма.

В течение 25 часов она своими крошечными крылышками каждую секунду совершает до 75 взмахов - свыше шести миллионов взмахов без остановки! 8. Какие еще миграционные подвиги здесь упоминаются? 9 Многие перелеты молодые птенцы совершают в пер­вый раз без взрослых. Молодняк новозеландских длин­нохвостых кукушек пролетает 6 500 километров пути до островов   Тихого   океана,   чтобы  встретиться   там  со своими родителями, которые вылетели раньше.

Малые буревестники мигрируют из Уэльса (Великобритания) в Бразилию,   оставляя  позади  своих  птенцов,   которые следуют за ними, как только научаются летать. Один птенец совершил шестнадцатидневный перелет, покры­вая в среднем 740 километров в день. Другой малый буревестник был увезен из Уэльса в Бостон (США) - далеко в сторону от его обычного миграционного марш­рута.

И все же, преодолев за 12 с половиной дней 5 100 километров, он вернулся в свою родную нору в Уэльсе. Почтовые голуби, увезенные в каком угодно направле­нии за 1 000 километров от своего родного голубятника, за сутки прилетали обратно домой. 9.  (а) Что показывает, что миграционные способности не появ­ляются в результате обучения, а должны быть заложены до рождения? (б)

Какие эксперименты, проделанные с малыми буревестниками и почтовыми голубями, показывают, что эти птицы являются универсальными навигаторами? 10 И последний пример, теперь уже с птицами, которые не летают, а ходят и плавают. Рассмотрим пингвинов Адели. Когда их увезли за 2 000 километров от их колонии и затем отпустили, то они быстро сориентирова­лись и целеустремленно отправились не к родной коло­нии, откуда их вывезли, а к открытому морю, то есть к пище.

Морем они, в конце концов, вернулись в колонию. Зимы, периоды почти сплошной ночи, они проводят в море. Но почему же во время полярной ночи пингвины не теряют ориентацию? Никто этого не знает. 10.  Какой эксперимент обнаружил навигационные способности пингвинов Адели? 11 Каким образом птицы совершают эти навигационные подвиги? Эксперименты показывают, что они, вероятно, ориентируются по солнцу и по звездам.

Для компенса­ции смещения этих небесных тел они, видимо, исполь­зуют внутренние часы. А если небо пасмурное? Для такого   случая   по   меньшей   мере   некоторые   птицы обладают своего рода магнитными компасами. Однако этого  не  достаточно.   Им  необходима  в  их  головах «карта», на которой были бы обозначены исходный и конечный пункты. На карте должен быть также отме­чен маршрут, так как он редко бывает прямым.

Но все это не помогло бы, если бы они не знали своего местонахождения согласно карте! Чтобы определить направление в Уэльс, малый буревестник должен был знать, где он находился в тот момент, когда его выпу­скали в Бостоне. Почтовый голубь должен был знать, куда его увезли, прежде чем установить маршрут до своей голубятни. 11.   Что требуется птицам, для того чтобы совершать такие удивительные подвиги навигации?

12 Еще в средневековье многие оспаривали факт широ­ко распространенной миграции птиц, Библия же говори­ла о нем уже в шестом столетии до н. э., сообщив: «Аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка,  и журавль  наблюдают время,  когда им прилететь». С тех пор человек многому научился, но многое еще остается тайной.