Жизнь - как она возникла? Миллионы людей сегодня верят в эволюцию. Другие миллионы верят в сотворение. Третьи колеблются, не зная, во что верить. Эта книга обращается ко всем таким людям. В ней тщательно исследуется вопрос, как возникла жизнь - и какое это имеет значение для будущего. Жизнь - нан она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?

Малые буревестники мигрируют из Уэльса (Великобритания) в Бразилию,   оставляя  позади  своих  птенцов,   которые следуют за ними, как только научаются летать. Один птенец совершил шестнадцатидневный перелет, покры­вая в среднем 740 километров в день. Другой малый буревестник был увезен из Уэльса в Бостон (США) - далеко в сторону от его обычного миграционного марш­рута.

И все же, преодолев за 12 с половиной дней 5 100 километров, он вернулся в свою родную нору в Уэльсе. Почтовые голуби, увезенные в каком угодно направле­нии за 1 000 километров от своего родного голубятника, за сутки прилетали обратно домой. 9.  (а) Что показывает, что миграционные способности не появ­ляются в результате обучения, а должны быть заложены до рождения? (б)

Какие эксперименты, проделанные с малыми буревестниками и почтовыми голубями, показывают, что эти птицы являются универсальными навигаторами? 10 И последний пример, теперь уже с птицами, которые не летают, а ходят и плавают. Рассмотрим пингвинов Адели. Когда их увезли за 2 000 километров от их колонии и затем отпустили, то они быстро сориентирова­лись и целеустремленно отправились не к родной коло­нии, откуда их вывезли, а к открытому морю, то есть к пище.

Морем они, в конце концов, вернулись в колонию. Зимы, периоды почти сплошной ночи, они проводят в море. Но почему же во время полярной ночи пингвины не теряют ориентацию? Никто этого не знает. 10.  Какой эксперимент обнаружил навигационные способности пингвинов Адели? 11 Каким образом птицы совершают эти навигационные подвиги? Эксперименты показывают, что они, вероятно, ориентируются по солнцу и по звездам.

Для компенса­ции смещения этих небесных тел они, видимо, исполь­зуют внутренние часы. А если небо пасмурное? Для такого   случая   по   меньшей   мере   некоторые   птицы обладают своего рода магнитными компасами. Однако этого  не  достаточно.   Им  необходима  в  их  головах «карта», на которой были бы обозначены исходный и конечный пункты. На карте должен быть также отме­чен маршрут, так как он редко бывает прямым.

Но все это не помогло бы, если бы они не знали своего местонахождения согласно карте! Чтобы определить направление в Уэльс, малый буревестник должен был знать, где он находился в тот момент, когда его выпу­скали в Бостоне. Почтовый голубь должен был знать, куда его увезли, прежде чем установить маршрут до своей голубятни. 11.   Что требуется птицам, для того чтобы совершать такие удивительные подвиги навигации?

12 Еще в средневековье многие оспаривали факт широ­ко распространенной миграции птиц, Библия же говори­ла о нем уже в шестом столетии до н. э., сообщив: «Аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка,  и журавль  наблюдают время,  когда им прилететь». С тех пор человек многому научился, но многое еще остается тайной.

Нравится ли это кому-нибудь или нет, но следующие слова Библии верны: «[Он] вложил мир [чувство прошлого и будущего време­ни, The New English Bible (Нью инглиш байбл)] в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Иеремия 8:7; Екклесиаст 3:11). 12.  (а) Что сказал Иеремия о миграции, когда он это сказал, и почему это удивительно? (б)

Почему мы, может быть, никогда не узнаем всех подробностей в отношении миграции?   Строение гнезд и инстинкт Относительно генетического аппарата научный писатель Г. Р. Тайлор говорит: «Нет ни малейшего указания на то, что он может передавать программу поведения определенного вида, например последовательность действий, соблюдаемую при постройке гнезда»а.

Тем не менее, инстинктивная мудрость, очевидная при постройке гнезда, передается по наследству, а не благодаря обучению. Рассмотрим некоторые примеры.   Птицы-носороги Африки и Азии. Самка приносит глину и тщательно заделывает отверстие дупла так, что едва может протиснуться в него сама. Самец приносит ей еще немного глины, и она заделывает вход, оставляя лишь узкую щель.

Через эту щель самец кормит ее и птенцов, которые вылупляются позже. Когда самец уже не в состоянии приносить достаточное количество пищи, самка пробивается наружу. На этот раз отверстие заделывают птенцы, и теперь уже родители вдвоем приносят им пищу. Несколько недель спустя птенцы проламывают стенку и покидают гнездо. Между прочим, не свидетельствует ли о целесообразном замысле то, что самка, будучи в заключении и не имея возможности летать, почти полностью линяет и приобретает новый наряд?   Стрижи . Один вид создает свои гнезда из слюны.

К началу периода размножения слюнные железы набухают и начинают вырабатывать вязкий, слизистый секрет. Как только он начинает выделяться, птицы инстинктивно знают, что с ним делать. Они намазывают слюну на поверхность скалы и, по мере того как слюна затвердевает, добавляют слой за слоем до тех пор, пока не завершат чашеобразное гнездо. Другой вид стрижей строит гнезда величиной не больше чайной ложки, приклеивает их к пальмовым листьям, а затем приклеивает внутри гнезда яйца.

  Императорские пингвины носят свои гнезда с собой. Антарктической зимой самка кладет одно яйцо и на два или три месяца уходит ловить рыбу. Самец берет яйцо на свои лапы, которые обильно снабжены кровеносными сосудами, и прикрывает его кожистой складкой, которая свисает с его брюха. Мать не забывает отца и детеныша. Вскоре после вылупления птенца мать возвращается с заполненным пищей желудком и отрыгивает для них пищу.

Затем за рыбой отправляется самец, тогда как мать берет птенца на свои лапы и прикрывает его брюшной складкой.   Ткачи , обитающие в Африке, изготавливают свои висячие гнезда из травинок и других волокон. Они инстинктивно применяют разнообразные ткацкие узоры и различные виды узлов. Общественные ткачи строят «многоквартирные дома», сооружая в крепких ветвях дерева соломенную крышу диаметром приблизительно в 5 метров, к нижней стороне которой многие пары прикрепляют свои гнезда.