Жизнь - как она возникла? Миллионы людей сегодня верят в эволюцию. Другие миллионы верят в сотворение. Третьи колеблются, не зная, во что верить. Эта книга обращается ко всем таким людям. В ней тщательно исследуется вопрос, как возникла жизнь - и какое это имеет значение для будущего. Жизнь - нан она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?

Что еще, кроме суши, появилось в третий «день»? (б) О чем не упоминается в сообщении книги Бытие?   Четвертый «день» 20 «Да будут светила на тверди небесной [в про­странстве небес, НМ], для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы све­тить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Бытие 1:14-16; Псалом 135:7-9). 20.  Какие временные отрезки стали возможными благодаря появлению в небесном пространстве светил? 21 Раньше, в описании первого «дня», употреблялось выражение «да будет свет». Там «свет» - перевод еврейского слова ор, которое обозначает свет в общем смысле.

Но в сообщении о четвертом «дне» употреб­ляется еврейское слово маор, обозначающее источ­ник   света.   В   Emphasised   Bible    Ротергем   делает следующее подстрочное примечание к слову «свети­ла»:   «В  стихе  3  ор - рассеянный  свет».  Дальше объясняется, что еврейское слово маор в стихе 14 обозначает нечто, «излучающее свет». Хотя в первый «день» сквозь пелену атмосферы, очевидно, проби­вался рассеянный свет,  но из-за облачных слоев, которые тогда еще обволакивали землю, источники этого света оставались скрытыми для земного наблю­дателя.

Теперь, в четвертый «день», это, вероятно, изменилось. 21.  Чем отличался свет четвертого «дня» от света первого «дня»? 22 Поскольку атмосфера первоначально была богата углекислым газом, по всей земле, возможно, преобла­дал   жаркий   климат.   Однако,   благодаря   буйному росту растительности в течение третьего и четвертого периодов сотворения, эта сдерживающая тепло обо­лочка  углекислого  газа  была  отчасти   поглощена.

Растения, в свою очередь, выделяли кислород, явля­ющийся   предпосылкой   для   обеспечения   на   земле жизни животных. 22.  Благодаря каким событиям, имевшим место в четвертый «день», могли возникнуть предпосылки для жизни животных? 23 Теперь  земной  наблюдатель  мог  бы различать солнце,   луну   и   звезды,   которые   должны   были служить «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Бытие 1:14).

  Луна указывала бы на прохождение лунных месяцев, а солнце - на прохождение солнеч­ных лет. Когда времена года в тот четвертый «день» „стали так", они, несомненно, были намного мягче, чем они стали позже (Бытие 1:15; 8:20-22).  23.   Согласно описанию, какие значительные перемены про­изошли в это время?   Пятый «день» 24 «Да   произведет   вода   пресмыкающихся,   душу живую [да закишат воды множеством живых душ, НМ];  и птицы да полетят над землею,  по тверди небесной.

   И  сотворил  Бог рыб  больших  [большие морские чудовища, НМ] и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Бытие 1:20, 21). 24.   Какие виды существ, согласно сообщению, появились в пятый  «день»,   и  внутри  каких  границ  они  должны  были размножаться? 25 Интересно  отметить,  что  нечеловеческие  суще­ства, которыми должны были закишеть воды, назы­ваются «живыми душами».

Это выражение примени­мо  также   к   „птицам,   летающим  над   землею,   по тверди небесной". Кроме того, оно включает различ­ные  формы  жизни  в  воде  и  в  воздухе,  например морские   чудовища,   ископаемые   остатки   которых были недавно найдены учеными. 25.  Как были названы существа, появившиеся в пятый «день»?   Шестой «день» 26 «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов [домашних животных, НМ], и гадов, и зверей [диких животных, НМ] земных по роду их. И стало так» (Бытие 1:24).

27 Итак,   в   шестой   «день»   появились   наземные животные, охарактеризованные как дикие и домаш­ние. Но на этом последний «день» еще не закончился. Еще один, последний, замечательный «род» должен был быть создан. 28 «И   сказал   Бог:   сотворим   человека   по   образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог челове­ка по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26, 27). 26-28. Что случилось в шестой «день», и что было замечатель­ным в последнем акте сотворения? 29 Во второй главе Бытия, по-видимому, добавляют­ся кое-какие детали. Однако это не является, как заключили некоторые, другим сообщением о сотворе­нии,  которое противоречило бы данным из первой главы.

Начатое сообщение лишь подхватывается с определенного момента третьего «дня»,  после того как  появилась  суша,   но  до  сотворения  наземных растений, и даются дополнительные подробности в связи с появлением людей: Адама, живой души, его местожительства  -  сада  под  названием  Едем  -  и женщины Евы, его жены (Бытие 2:5-9, 15-18, 21, 22). 30 Вышесказанное служит для того, чтобы помочь нам понять, что говорится в Бытии.

Из этого вполне реалистического   сообщения   следует,   что   процесс сотворения   продолжался   не   144   часа   (6   X    24), а охватывал многие тысячелетия. 29, 30. Как можно объяснить несоответствие между второй и первой главами Бытия?   Откуда получены сведения Бытия? 31 Многим трудно признать это сообщение о сотворе­нии.

Они утверждают, что в его основе лежат мифы о сотворении мира древних народов, особенно древне-Вавилона. Но в одном недавно опубликованном библейском словаре говорится: «До сих пор не найдено ни одного мифа, который явно относился бы к сотворению вселенной». К тому же, мифы «отлича­ются политеизмом и борьбой божеств за господство, в противоположность еврейскому монотеизму в [Бы­тие] 1 и 2»3.

Относительно вавилонских легенд о сотворении кураторы Британского музея высказались следующим образом: «Основные концепции вавилон­ского и еврейского сообщений существенно различа­ются»4 31. (а) Каким образом некоторые представляют сообщение книги Бытие в ложном свете? (б) Что показывает ошибочность их утверждений? 32 Наше рассмотрение показывает, что сообщение книги Бытие о сотворении выступает как убедитель­ный в научном отношении документ.