Знание науки и догмат веры

Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнётся под нас (Из песни, Андрей Макаревич/Машина времени). Информация - это информация, она - ни вещество, ни энергия. Материализм в наше время больше не имеет шансов выжить, как не способный постигнуть этого (Норберт Винер, основатель теории информации и кибернетики).

Внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и ... она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно-прочным базисом для всякого общественного строительства (М. Гершензон, 1909). Экономический материализм ... есть не что иное, как философская мания величия, развившаяся у политической экономии (С. Булгаков, 1912).

Объективной диалектики просто-таки не существует. В самих вещах не существует никакого диалектического противоречия... Маркс и Энгельс - типичные представители материалистического догматизма, и сам папа не мог бы быть более догматичным... Психологический анализ указывает, что религиозные чувства и идеи, художественное и философское творчество, нравственность и т.д.

имеют ценность вполне самостоятельную, независимо от экономических отношений (Т. Масарик, 1899).

Мы должны сказать диалектику, что нельзя сидеть сразу на двух стульях: либо он ценит противоречия за их плодотворность - и тогда не должен принимать их как должное; либо же он готов примириться с противоречиями - и тогда они станут бесплодными, а рациональная критика, дискуссия и интеллектуальный прогресс окажутся невозможными...

Ибо легко показать, что если бы человек примирился с противоречием, то ему пришлось бы отказаться от всякой научной активности, что означало бы полный крах науки... ведь из пары противоречащих высказываний можно с полным правом вывести всё что угодно. Марксов экономизм - настойчивое утверждение им экономических предпосылок в качестве последнего основания любого развития - является ошибочным и фактически несостоятельным...

социальный опыт ясно показывает, что при определённых обстоятельствах влияние идей ... может перевесить и вытеснить влияние экономических сил... невозможно понять экономическое развитие, не принимая во внимание, например, развитие научных или религиозных идей (Карл Поппер, 1937).

Множество противоположностей для одного и того же есть нечто недопустимое (Святой Иоанн Дамаскин, VIII век). Всем людям свойственно нравственное чувство... Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира.

Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, учреждающего и утверждающего нравственность, награждая добро и наказывая зло... Две вещи изумляют меня больше всего: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас (Иммануил Кант, 1724-1804). У закона должен быть Законодатель?

У всякого явления в мире есть своя причина; значит, у всех причин и у самого мира также должна быть причина, Первопричина? Если мир возник случайно, то откуда в нём закономерности? И почему он тогда опять не обратится в случайный неупорядоченный хаос? В нас перемешано добро со злом, а Добро с большой буквы, абсолютное, сострадающее и милосердное Добро - это и есть Бог (Философы).

  Нам говорили: сознанья вихрь определяет бытие, но вот у нас у всех Одно и то же житие, а взгляды разные имеют коммунисты, Демократы, православные, фашисты, монархисты, инославные. И в разных бытия условиях может не меняться человека поведение, Если в его жизненных устоях ещё играет роль терпение. И биология (в том числе генетика)

у нас у всех почти на 100 Процентов одинакова, но мысли, чувства и желания ведь очень часто Разнознаковы, живя в душой неповторимых “я”. Нам говорили: Совесть лишь химера, и партия - наш рулевой, но и слезы лишь Одного ребёнка никак не искупит парткомов нераскаянный строй.

Нам говорили: всё на свете относительно, и нету абсолютной Истины. Но ведь тогда и это мнение опять не можем мы истинным назвать. Противоречье в утверждении к тому ведёт, что тот, кто хочет, Истину Найдёт, Она - бессмертная и чистая Любовь, на жизни для других Крестный кроткий путь зовущая всех вновь.

  См. также: 1. Т. Масарик. Философские и социологические основания марксизма, 1900