Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

[5] [1] Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Здесь и далее первая цифра в скобках после заглавия гимна означает его порядковый номер по изданию Sources Chrйtiennes; вторая цифра, после точки с запятой, означает порядковый номер гимна в русском переводе иером. Пантелеимона (Сергиев Посад, 1917). [2] Букв. “не смешан с миром”. [3] Букв. “Того, Кто внутри меня”. [4] Ср. Мф. 11:15. [5] Букв. “правильно понимая слова неграмотного”. Называя себя agrammatos (неграмотный, невежда, неуч), преп.

Симеон подчеркивает свою непричастность “внешней” (мирской) учености № 3 наверх ПОУЧЕНИЕ К МОНАХАМ, НЕДАВНО ОТРЕКШИМСЯ ОТ МИРА И ОТ ТОГО, ЧТО В МИРЕ; А ТАКЖЕ О ТОМ, КАКУЮ ВЕРУ НУЖНО ИМЕТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕМУ (ДУХОВНОМУ) ОТЦУ (4; 19)[1] Оставь весь мир и то, что в мире, Лишь плач блаженный восприми, Рыдай о злых твоих деяньях, Ибо они тебя лишили Христа — Творца и всех святых.

И кроме этого не думай Ты ни о чем другом: забудь О теле, как о чем-то чуждом, И, глядя вниз, как осужденный, Как на распятие ведомый, Всегда из сердца воздыхай. Лицо свое омой слезами, Не омывай водою ноги, Что на недоброе спешили, Не простирай бесстыдно руки, Но их согбенными держи, Ведь ты в сей жизни не однажды Употреблял их для греха.

Язык свой укрощать старайся, Ведь он на грех весьма подвижен И многих с доброго пути Он сбил людей весьма великих, Их царства Божия лишив. Но если хочешь овладеть им, То прежде уши загради: Старайся никогда не слушать Постыдных суетных речей, А только слушай наставленья Отца духовного. Как Богу, Ему смиренно отвечай, Свои все мысли исповедуй И не скрывай дурных желаний.

Без воли старца твоего Не смей ни спать, ни есть, ни пить, Когда же все сие исполнишь, Не думай много о себе, Не мни, что подвиг совершил ты: Хоть сеял ты в труде и поте, Но не собрал еще плодов. Не обольщайся и не думай, Что ты заслуживаешь славы, Пока внутри не приобрел Очей души, пока слезами Не оросил ты уши сердца, От всякой скверны их омыв, Пока не начал ты духовно Все видеть и духовно слышать, Пола не стал ты изменяться Всецело чувствами своими.

Ибо ты многое тогда Неизреченное увидишь, Еще же более услышишь - То, перед чем язык немеет, Перед чем бледнеют все слова. Духовно слышать — это чудо, Кто стал таким, о нуждах плоти Не помышляет никогда: Он по земле легко шагает, Как бы по воздуху. Всегда Он видит все до самых бездн, В творения Божии вникая, Творца он всюду узнает, И, пораженный страхом, Бога Он поклоняясь, прославляет.

Познать могущество Творца Способен далеко не каждый, Хоть многим кажется, что знают Они о нем, но ты поверь мне - Все заблуждаются они. Об этом знают только те, Кто просвещен небесным светом, А остальные все — увы! - В незнанье полном оставаясь, Омрачены ужасной тьмой, Еще ужаснее, чем бесы. О всех Творец, Господь и Бог!

Ты, из земли меня создавший Живым и смертным существом, Почтивший — смертного — бессмертьем, Ты, даровавший мне способность Жить, говорить, передвигаться И прославлять Тебя, Творца, Ты Сам, Владыко всех и Боже, Дай мне несчастному просить И умолять Тебя разумно. Ведь я по истине не знаю Никак пришел я в этот мир, Ни в чем земных предметов сущность.

Я не могу сказать, о Боже, Что — зрение мое, и что - Предметы, видимые мною. Осуетились мы, все люди, И не способны мы иметь Сужденье здравое об этом. Вчера пришел я в этот мир И завтра отойду отсюда, А мню, что буду здесь всегда. Всем говорю я, что Ты — Бог мой, Однако каждый день делами Я отрекаюсь от Тебя.

Учу, что Ты — Творец всего, Однако всячески стараюсь Иметь все вещи без Тебя. Ты царствуешь над всей землею, Над высотой и глубиной, Один лишь я, не трепеща, Тебе противиться пытаюсь. Но я, бессильный и несчастный, К Тебе взываю: помоги Отвергнуть все души пороки, Ведь сокрушают душу мне Пустая гордость и надменность.

Дай руку помощи, Владыко, Смиренье даруй и очисти Души моей нечистоту! Подай мне слезы покаянья. Подай спасительные слезы, Что для души всегда желанны, Что очищают мрак ума, Что вновь меня являют светлым, Тебя стремящимся увидеть — Свет мира, Свет очей моих - Что омывают скверну сердца, В котором множество пороков, В котором скорбь и неприязнь К тем, кто устроили мне ссылку[2], Сказать бы лучше — к господам, Владыкам и друзьям моим.

За зло воздай им, о Христос мой, Богатым вечным утешеньем, Божественною благодатью, Что уготовал Ты навек Всем, кто Тебя душею жаждут, Кто любят горячо Тебя! [1] Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. [2] Букв. “к тем, кто разыграли драму (спектакль) с моим изгнанием”. Речь идет о Стефане Никомидийском и других, которые добились изгнания преп. Симеона из монастыря св.

Мамаса и его ссылки в Хрисополь № 4 наверх АЛФАВИТ В ДВУСТИШИЯХ, ПОБУЖДАЮЩИЙ И НАСТАВЛЯЮЩИЙ НА ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ ЖИЗНИ ТОГО, КТО НЕДАВНО УДАЛИЛСЯ ОТ МИРА (5; 18)[1] Началом горячую веру имея, От мира всегда со Христом удаляйся[2]. Друзей избегай не встречайся с родными, Ведь это полезно для новоначальных.

Земного лишившись, прииди к Неземному: Никто, кроме Бога, тебе не поможет. Отбросив всю робость и трусость отринув (Ведь ты приступил к всемогущему Богу), Имея надежду всецело на Бога (Который заботится даже о птицах[3]), Неси нетяжелое иго Господне[4], О будущей помня великой награде. То иго нас даром спасает от смерти, Ведь все спасены мы божественной кровью, Богами нас делает силою Божьей - И в этом плоды воплощенья Владыки, - Чтоб делом познал ты всех дел окончанье - Того, Кто превыше всей видимой твари.