Кириллова Ксения

Прозелитизм

 

Выше уже упоминалось, что для того чтобы секта существовала, необходимы новые люди, без прихода которых любая секта неизбежно угасает. Для Свидетелей же Иеговы, как мы уже выяснили, проповедование является ключевой обязанностью, призывам к выполнению которой, собственно, и посвящена вся идеологическая, воспитательная, организационная и иная деятельность организации. Обязанность «свидетельствовать», уже подробно рассмотренная нами выше, целиком и полностью направлена на поиск и привлечение в секту новых членов. Как отмечает А. Дворкин, «Свидетелей Иеговы» знают прежде всего по их активной пропагандистской деятельности. Они чаще, чем члены многих других сект, ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои листовки и журналы, навязчиво предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания»[43] Разумеется, обязанность проповедовать в любой ситуации и выполнять заданную организацией почасовую норму, многочисленные отчёты, эффективные меры контроля и самоконтроля – всё это является неотъемлемым условием прозелитической деятельности.

Однако неотъемлемым – не значит единственным. В этой связи Дворкин разъясняет: «В сентябрьском номере иеговистского журнала для внутреннего употребления «Наше царственное служение» за 1996 год находятся подробные инструкции по вербовке, в том числе и требование узнать имя, адрес, телефон человека, проявившего хотя бы малый интерес к разговору. Руководство «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (1994 г.) рассматривает варианты втягивания посещаемых жильцов в беседу, в том числе при использовании прямой лжи о своей конфессиональной принадлежности… Все результаты разговора записываются в специальные карточки – «Записи служения по домам», где указываются адреса посещённых домов и квартир. Если возможно, фиксируются имена и фамилии жильцов, а также их реакция на пристающих к ним сектантов и подаренную литературу. Благодаря такой кропотливой работе тотальный учёт всех жителей районов, в которых действует секта. При этом собирается также информация о жильцах, времени, когда их можно застать дома, их здоровье, интересах. Степень активности «свидетеля» и, следовательно, его стремление к спасению оцениваются руководством иеговистов по данным этих карточек. Иным словом, как «вербовка», всю эту деятельность не назовёшь»[44] 

Позволим себе в этой связи некоторые уточнения. Обязательным отчётным бланком, используемым при хождении по домам, является «Отчёт о проповедническом служении». Обязательными для заполнения графами в нём являются указание даты посещения, книги и брошюры, оставленные в посещённых квартирах, часы проповеднического служения, подписки, отдельные журналы и повторные посещения. В конце каждого месяца необходимо сдать данный отчёт. Таким образом, информация о здоровье, предпочтениях и интересах жильцов не входит в этот бланк. Это не означает, разумеется, что сектанты игнорируют данную информацию. Их целью является узнать о человеке как можно больше, однако не с целью учёта, а затем, чтобы легче было подстроиться к нему, найти подход и, затем, втеревшись в доверие, с большей эффективностью проводить вербовочную деятельность. Поэтому количество информации, получаемой иеговистами от  вновь вовлекаемых лиц, увеличивается по мере роста интереса последних к проповеди. Так, в бланке отчёта об изучении уже есть поля для заметок, куда можно вносить любые показавшиеся сектанту важными сведения. Существуют также подробные инструкции по заполнению данных отчётов. Они приводятся в книге «Организованы проводить наше служение», с.103-105:  «Хотя изучение Библии обычно проводится по меньшей мере один раз в неделю, отчет о нем дается лишь один раз в месяц. В конце каждого месяца, пожалуйста, оформи листок Отчета об изучении для каждого домашнего изучения Библии, которое ты проводил с течение месяца с людьми, которые не являются посвятившимися, крещенными Свидетелями. Полностью и точно заполнив каждый листок, запиши общее число этих изучений Библии в рамку справа внизу на Отчетном листке проповеднического служения. Число, которое ты указываешь на Отчетном листке проповеднического служения, должно совпадать с числом сданных тобой листков Отчета об изучении. Важно отдавать точный отчет о «часах проповеднического служения». Это, в основном, то время, которое ты проводишь в служении по домам, в свидетельствовании на улице, при повторных посещениях, на домашних изучениях Библии или при любом другом неформальном или публичном свидетельствовании людям, который не являются посвятившимися, крещенными Свидетелями… Время в проповедническом служении начинает считаться, когда ты приступаешь к свидетельскому делу, и кончается, когда ты завершаешь свой последний визит. Время, использованное в течение проповеднического служения на легкую закуску или обед, не следует считать. Подсобным, общим и специальным пионерам, а также миссионерам поставлена цель часов. Возвещатели собрания равным образом поощряются ставить интересы Царства на первое место и напрягать все усилия в служении, чтобы, соответственно своим личным обстоятельствам, достигать как можно большего… Каждый месяц твой личный отчет о проповедническом служении вносится в карточку собрания для отчетов возвещателя, которая хранится как часть документов собрания. Если ты не будешь в своем собрании менее трех месяцев, то, пожалуйста, регулярно посылай свои отчеты о проповедническом служении своему собственному собранию»

Однако тщательная проработка вверенного участка и учёт проживающих на нём лиц – тоже всего лишь часть иеговистской вербовочной деятельности. Не менее пристальное внимание уделяется методам вербовки. По сути, именно они, а не изучение Библии, являются ключевой темой большинства иеговистских собраний, в частности, Школы теократического служения, являющейся местным отделением расположенной в Пенсильвании Школы теократического служения Галаад. Как уже говорилось выше, главными печатными изданиями, используемыми на Школе, являются учебник «Учимся в школе теократического служения» и ежемесячный бюллетень «Наше царственное служение» (НЦС). Оба они полностью посвящены инструкциям относительно того, как найти подход к людям и заставить их «выслушать без предубеждений благую весть». При этом регламентируется всё: умение втереться в доверие к людям и расположить их к себе, включая конкретные фразы, которые иеговисты обязаны произносить в разговоре с другими людьми, время с точностью до минуты, отведённое на произнесение этих фраз, даже мимику и выражение лица, которое должно у них быть при этом. Интересно, что об этом указывается даже в проиеговистских источниках. Так, С. Иваненко пишет: «В «Руководстве» для занимающихся в этих школах подробно рассказывается, как готовиться к проповедническому служению, поддерживать контакт со слушателями, правильно жестикулировать, иметь подходящую одежду и опрятную внешность»[45] Возьмём, к примеру, учебник «Учимся в школе теократического служения», 2002 г., содержит такие главы, как «Плавная речь», «Паузы», «Изменение интонации», «Естественность», «Умение владеть собой», «Использование плана», «Говори с убеждённостью», «Эффективное использование вопросов», «Приводи веские доводы», «Стремись достичь сердца» и т.д. Всего таких глав 53. Приведём отрывок из одной из них:

«Затронув какую-то тему, ты, возможно, заметишь, что у изучающего изменилось выражение лица или тон голоса… Не оставляй это без внимания. Подобные изменения можно назвать проявлениями внутреннего человека.

Хорошо продуманные вопросы помогут тебе вычёрпывать сердце человека. Например, можно спросить: «Как вы относитесь к…?» «А что вас убедило в…?» «Как бы вы отнеслись, если бы…?». Но будь осторожен, чтобы не засыпать человека вопросами… «Вычерпывание» сердца – кропотливая работа, которая не терпит спешки. В большинстве случаев, прежде чем люди будут готовы делиться своими чувствами, между ними должны установиться доверительные отношения, а это требует времени. Но и тогда нужно быть осторожным, так как человек может посчитать, что ты спрашиваешь о том, что тебя не касается. Проницательность поможет тебе правильно реагировать на слова человека. Помни: твоя цель – понять его и определить, какая именно библейская информация ему нужна. Немедленно подавляй в себе желание показать человеку, что он неправ... Если ты хорошо знаком со своими слушателями, покажи, что ты принимаешь во внимание их обстоятельства… Богоугодный страх – это ещё одно чувство, которое ты должен помочь людям развивать… Например, ты можешь указать на физические и эмоциональные последствия, к которым приводит отказ – пусть даже на короткое время – от мудрости Иеговы… Помогай людям проводить самопроверку». (С.259-261)

Итак, в данном отрывке наглядно показаны основные методы иеговистов: максимально собрать сведения о том, что интересует человека, заведя ради этого доверительные отношения с ним, однако не возбуждая излишних подозрений. Затем дать ему информацию, которую он, исходя из своих личностных особенностей, заведомо готов будет воспринять. Чтобы не настроить жертву против себя, надо некоторое время «подыгрывать» ей, не показывая своего истинного отношения к её мнению и убеждениям («подавлять в себе желание показать человеку, что он неправ»), что на обыденном языке называется не иначе как лицемерием. Затем, достаточно подготовив жертву, пытаться удержать её в нужном русле при помощи страха. Показательна также фраза «покажи, что ты принимаешь во внимание их обстоятельства». Итак, важно не принять во внимание обстоятельства людей, а только показать им, что ты это сделал, опять же только для того, чтобы подготовить человека к более охотному восприятию пропаганды.

Конечно, применить на практике все эти советы (а точнее, не подлежащие оспариванию инструкции) может далеко не каждый человек. Именно поэтому, как уже говорилось, «учащиеся» обязаны разыгрывать сценки, наглядно показывающие образцы вербовки. Участвуя в подготовке многочисленных заданий, начинающий иеговист рано или поздно приобретает необходимые навыки.

Стоит заметить также, что инструкции по вербовке содержатся не только в данном учебнике, но и в других иеговистских изданиях. Вот некоторые из них:

“Организованы проводить наше служение”, 1990, с.87: «Чтобы облегчить возвещателям участие в служении по домам, принимаются меры для свидетельствования в конце недели и также в будние дни. В некоторых местностях стало очень трудно заставать людей дома в дневное время. Столкнувшись с такой ситуацией, некоторые собрания с хорошим успехом организовали в своих участках вечернее свидетельствование»

“Организованы проводить наше служение”, 1990, с. 87-88, 94-96, 108, 158: "В наше время Свидетели Иеговы с большим успехом обращаются к людям в их магазине или на их месте работы. Таким образом было возможно свидетельствовать людям в первый раз, несмотря на то, что у них дома кто-нибудь уже регулярно наносил визиты... Чтобы успешно помогать другим принять истину, ведущую к жизни, ты должен повторно посещать интересующихся лиц... У многих Свидетелей Иеговы есть замечательные возможности говорить о благой вести с людьми, которых они каждый день встречают на работе или в школе... нам нужно только ухватиться за них, воспользоваться обычным разговором для свидетельствования. Нам нужно быть готовым при каждом подходящем случае говорить с другими... Общее прорабатывание территории собрания входит под надзор служебного надзирателя... Если ты имеешь личный участок, то ты конечно несешь ответственность за то, чтобы застать в нем как можно больше людей. Для этого необходимо снова сходить туда, где не было никого дома... Может быть, что некоторых людей в твоем участке, например живущих в многоквартирных домах, придется заставать при помощи писем, телефона или других средств, например, путем свидетельствования на улице... Отчеты полезны и в организаторском отношении. По ним можно узнать, где требуется больше работников. Какие территории продуктивнее?..."