Кириллова Ксения

– создание плотно контролируемой системы, в которой личность, отступающую от взглядов организации, заставляют чувствовать себя так, словно с ней что-то врожденно неправильно и с чем следует разобраться».

Мнение учёных инкорпорируется и судебной практикой. Так, в Московском решении свидетель Москалев Д.В. показал, каким образом организация вовлекает в свои ряды новых членов, не раскрывая им до вступления запреты и ограничения, налагаемые общиной. Он также пояснил, что в организации используются рекомендуемые методы проникновения в квартиры, навязывания им своих взглядов, советы по психологическому воздействию на людей в целях вовлечения новых адептов. Специалисты в области психологии и психиатрии Метлик И.В., Полищук Ю.И. Кондратьев Ф.В. показали, что используемые организацией методы вовлечения новых членов связаны с воздействием на сознание людей, фактическим принуждением их к выбору рекомендуемой религии. По заключению филолого-психолингвистической экспертизы организация использует в своей деятельности психологические методы контроля над сознанием, сущность которых заключается в задании определенных норм поведения, мышления, эмоционального отношения и получения информации. В судебном заседании эксперт Алексеев К.И. подтвердил сделанные выводы и разъяснил отражение этого метода в текстах литературы, включая обязательные рекомендации и установки организации Свидетелей Иеговы.

В Челябинском решении допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей по ходатайству ответчиков Смирнова А. В., Горина Е. В., Абалмазова С. Ф. подтвердили доводы ответчиков об оказании психологического воздействия. Свидетели Смирнова А. В. и Горина Е. В. пояснили, что такое воздействие они испытали на себе, когда в квартиру Смирновой А. В. трижды приходили люди, называвшие себя Свидетелями Иеговы и предлагавшие литературу религиозного содержания, приглашавшие посетить их собрания. При этом Смирнова А. В. пояснила, что это проповедование велось в настойчивом тоне, а после того, как она заявила о своем нежелании интересоваться этим религиозным учением, женщины, приходившие к ней, отказывались покинуть ее квартиру, пока не выскажут ей то, что считают нужным, физически препятствовали ей закрыть дверь квартиры, убеждали, что ее ожидают неприятности. С таким же настойчивым проповедованием столкнулась Горина Е. В., к которой люди, назвавшие себя Свидетелями Иеговы, подошли на улице, и которая также в течение длительного периода времени не могла убедить их не навязывать ей своего мнения и общения. Кроме этого, Горина Е. В., являющаяся председателем комиссии по правам человека при Губернаторе Челябинской области, пояснила, что в комиссию обращается большое количество жителей города с жалобами на нарушение их прав людьми, называющими себя Свидетелями Иеговы. Горина Е. В. привела пример обращения в комиссию в марте 2000 года Тимошенко С. А., 1984 г. рождения, которая сообщила, что в СПТУ 85, где она проходит обучение, на протяжении двух лет проводятся собрания Свидетелей Иеговы, на которых все чаще появляются 15-16-летние студенты ПТУ, которые воспитываются без родителей. 05 марта 2000 года Тимошенко Е. В. сама присутствовала на собрании, на котором кроме нее было около 70 человек, в том числе подростки от 12 до 16 лет. Как считает сама Тимошенко С. А., одна из проповедниц пыталась оказать на нее "психическое воздействие", после чего ей "было очень плохо, болела голова, временами теряла сознание". Из справки УВД Тракторозаводского района г. Челябинска от 12 мая 2000 года следует, что по указанному выше заявлению Тимошенко С. А. проводится проверка, факт деятельности Свидетелей Иеговы в ПТУ 85 подтвердился.

Здесь полностью проявляется такой признак тоталитарной секты, как смещённая система ценностей. В этом случае имеется в виду, что любые средства, в том числе обман и целенаправленное воздействие, пригодны и оправданы для достижения цели. Также следует оговориться, что «психологическое давление» – категория не только психологическая, но и правовая. Напомним уже приводимое нами в начале исследования Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П, прямо предусматривающее, что «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.» Таким образом, подобная деятельность объединения «Свидетели Иеговы» не только аморальна, но и противозаконна.

Рассматривая данную тему, отдельно хочется оговориться о распространённых заблуждениях, существующих в отношении Свидетелей Иеговы как личностей. Приведём некоторые из них:

1. Многие, прочитав критические отзывы о вероучении организации «Свидетели Иеговы», воспринимают её адептов как стопроцентных фанатиков, носящихся по улице и бесцеремонно запугивающих граждан приближением Армагеддона. В результате, увидев сдержанных, рассудительных и улыбчивых свидетелей, многие начинают воспринимать прочитанную ими критику как заведомую ложь и занимают точку зрения сектантов. Ещё раз повторимся, что свидетель Иеговы может проявлять удивительную тактичность и видимое понимание. Не стоит поддаваться на это, так как, как мы уже выяснили, всё это предписано ему в инструкциях с определённой целью.

2. Также возможна и другая неоправданная крайность. Нам не хотелось бы, чтобы свидетели Иеговы предстали в глазах читателей подлыми, лживыми и коварными вербовщиками, готовыми поступиться любыми моральными принципами для достижения своих целей и беззастенчиво манипулирующими людьми. Ещё раз подчеркнём, что всё, что писалось выше, было характеристикой Свидетелей Иеговы как организации, а не отдельных личностей. Возможность сокрытия многих фактов, допустимость обмана при вербовке и технология эзотерического разрыва – всё это предусмотрено учением организации и вытекает из её практической деятельности как реализации этого учения. Но, разумеется, неразумно и некорректно ставить знак равенства между учением как теорией и человеком как личностью.

Конечно, свидетели Иеговы воплощают в жизни всё, чему их учили в организации, однако их мотивы совсем необязательно являются пагубными. Когда рядовой иеговист идёт проповедовать, у него нет цели при этом Вас обмануть. Он делает то, что должен, с его точки зрения, делать. Мы уже неоднократно отмечали, что сектант обязан безропотно выполнять все указания организации независимо от того, согласен ли он с ними. Получив указание, иеговист не оценивает его с точки зрения морали (как мы помним, в организации вообще наложен запрет на критическое мышление). Учитывая количество и настойчивость призывов проповедовать, адепты искренне приходят к выводу, что не могут поступать иначе. «Свидетельствование» становится единственным смыслом и целью их жизни. Заметим, не обман, не вовлечение отдельного человека в организацию как результат деятельности (хотя признаётся, что это лучший из возможных результатов), а проповедование как процесс, сопровождающийся точным исполнением полученных инструкций. Иеговист призывается организацией только к проведению как можно большего числа изучений Библии («Но окажемся ли мы верными, выполнив свою ответственность проводить порученное нам служение? – «Организованы проводить наше служение, с. 111). Сам он искренне может считать, что проповедует только для этого. В процессе же изучения действуют иные методы вовлечения человека в организацию, которые мы уже разбирали.

Исходя из личного общения со свидетелями Иеговы, позволим себе выделить следующие мотивы для проповеди, которые имеются у обычных рядовых иеговистов:

- сектанты приводятся к мысли, что обязаны прославлять таким образом имя Иеговы, потому что он так велел. Стоит заметить, они искренне любят Иегову, поэтому готовы выполнять этот приказ со всем рвением, на какое способны;

- выполнение всех обязанностей, налагаемых организацией, является единственной возможностью выжить в наступающем конце света;

- иеговисты искренне полагают, что людям, которых им удалось завербовать в секту, они спасают жизнь, избавляя их от неизбежного смертного приговора. В приведённой выше цитате из «Организованы проводить наше служение», с.85: «Сегодня тем более непременно достигать людей с благой вестью. Конец сегодняшней злой системы быстро приближается. Жизнь всего человечества находится в опасности. Поэтому необходимо, чтобы мы теперь, прежде чем разразится великая скорбь, прилагали интенсивные усилия. Принимаешь ли ты, соответственно личным обстоятельствам, полное участие в служении по домам?» Вспомним также цитату из «Нашего царственного служения» за ноябрь 2005 г., с. 4: «Люди будут судимы на основании того, как они откликаются на благую весть. Чтобы не быть виновным в пролитии крови, нам необходимо при любой возможности провозглашать спасительную весть о царстве» Здесь также имеется яркий пример эксплуатации чувства вины. По сути, неучастие в проповеди приравнивается к убийству! Можем себе представить, какое влияние это оказывает на совестливого человека!

Что же касается лицемерия, действительно, уже отмечалось, отношение иеговистов к людям подчинено одной-единственной цели – цели проповедования и вербовки. Доказательством этому является также и тот факт, что все окружающие люди автоматически априори признаются «нечестивыми», и выходят в сознании иеговистов из этой категории только в случае благожелательной реакции на их проповедь. Кроме этого, в литературе Общества звучат многочисленные призывы проявлять любовь только к Свидетелям Иеговы, запрещая благотворительность в отношении несвидетелей, что отмечается и в заключении Экспертизы № 4: «Показателен и запрет на благотворительность в отношении «внешних», на нужды и потребности которых можно не обращать никакого внимания»

Итак, всё хорошее отношение иеговистов к окружающим направлено исключительно на то, чтобы произвести на вербуемых хорошее впечатление и пробудить у них интерес к проповеди. Но что касается искренности этого отношения самого по себе, здесь возможны варианты. Секта никогда не призывает искренне сопереживать людям, прислушиваться к их аргументам, на самом деле неподдельно интересоваться их делами. В то же время она избегает и таких формулировок, как «казаться», «притворяться», «делать вид» и т.д. Организация использует обтекаемые понятия вроде «говорить о том, что волнует человека», «показать, что ты интересуешься его делами», «дружелюбно улыбаться», «произвести впечатление своим хорошим поведением». То, насколько искренними должны быть эти эмоции и поступки, отдаётся как бы на откуп самому сектанту. В большинстве случаев иеговисты действительно подходят к проповеди как к работе, которую они делают исключительно ради Иеговы, и жертва не интересует их как личность, становясь всего лишь очередной «галочкой в отчёте». Однако людям не чуждо ничего человеческого, и некоторые из них в самом деле заботятся о тех, кому проповедуют, считая своим долгом спасти ему жизнь (как правило, когда речь идёт о близких людях). Ради столь благородного побуждения сектанты считают абсолютно нормальным осторожничать, чтобы не отпугнуть жертву.