Кириллова Ксения

Конечно, свидетели Иеговы воплощают в жизни всё, чему их учили в организации, однако их мотивы совсем необязательно являются пагубными. Когда рядовой иеговист идёт проповедовать, у него нет цели при этом Вас обмануть. Он делает то, что должен, с его точки зрения, делать. Мы уже неоднократно отмечали, что сектант обязан безропотно выполнять все указания организации независимо от того, согласен ли он с ними. Получив указание, иеговист не оценивает его с точки зрения морали (как мы помним, в организации вообще наложен запрет на критическое мышление). Учитывая количество и настойчивость призывов проповедовать, адепты искренне приходят к выводу, что не могут поступать иначе. «Свидетельствование» становится единственным смыслом и целью их жизни. Заметим, не обман, не вовлечение отдельного человека в организацию как результат деятельности (хотя признаётся, что это лучший из возможных результатов), а проповедование как процесс, сопровождающийся точным исполнением полученных инструкций. Иеговист призывается организацией только к проведению как можно большего числа изучений Библии («Но окажемся ли мы верными, выполнив свою ответственность проводить порученное нам служение? – «Организованы проводить наше служение, с. 111). Сам он искренне может считать, что проповедует только для этого. В процессе же изучения действуют иные методы вовлечения человека в организацию, которые мы уже разбирали.

Исходя из личного общения со свидетелями Иеговы, позволим себе выделить следующие мотивы для проповеди, которые имеются у обычных рядовых иеговистов:

- сектанты приводятся к мысли, что обязаны прославлять таким образом имя Иеговы, потому что он так велел. Стоит заметить, они искренне любят Иегову, поэтому готовы выполнять этот приказ со всем рвением, на какое способны;

- выполнение всех обязанностей, налагаемых организацией, является единственной возможностью выжить в наступающем конце света;

- иеговисты искренне полагают, что людям, которых им удалось завербовать в секту, они спасают жизнь, избавляя их от неизбежного смертного приговора. В приведённой выше цитате из «Организованы проводить наше служение», с.85: «Сегодня тем более непременно достигать людей с благой вестью. Конец сегодняшней злой системы быстро приближается. Жизнь всего человечества находится в опасности. Поэтому необходимо, чтобы мы теперь, прежде чем разразится великая скорбь, прилагали интенсивные усилия. Принимаешь ли ты, соответственно личным обстоятельствам, полное участие в служении по домам?» Вспомним также цитату из «Нашего царственного служения» за ноябрь 2005 г., с. 4: «Люди будут судимы на основании того, как они откликаются на благую весть. Чтобы не быть виновным в пролитии крови, нам необходимо при любой возможности провозглашать спасительную весть о царстве» Здесь также имеется яркий пример эксплуатации чувства вины. По сути, неучастие в проповеди приравнивается к убийству! Можем себе представить, какое влияние это оказывает на совестливого человека!

Что же касается лицемерия, действительно, уже отмечалось, отношение иеговистов к людям подчинено одной-единственной цели – цели проповедования и вербовки. Доказательством этому является также и тот факт, что все окружающие люди автоматически априори признаются «нечестивыми», и выходят в сознании иеговистов из этой категории только в случае благожелательной реакции на их проповедь. Кроме этого, в литературе Общества звучат многочисленные призывы проявлять любовь только к Свидетелям Иеговы, запрещая благотворительность в отношении несвидетелей, что отмечается и в заключении Экспертизы № 4: «Показателен и запрет на благотворительность в отношении «внешних», на нужды и потребности которых можно не обращать никакого внимания»

Итак, всё хорошее отношение иеговистов к окружающим направлено исключительно на то, чтобы произвести на вербуемых хорошее впечатление и пробудить у них интерес к проповеди. Но что касается искренности этого отношения самого по себе, здесь возможны варианты. Секта никогда не призывает искренне сопереживать людям, прислушиваться к их аргументам, на самом деле неподдельно интересоваться их делами. В то же время она избегает и таких формулировок, как «казаться», «притворяться», «делать вид» и т.д. Организация использует обтекаемые понятия вроде «говорить о том, что волнует человека», «показать, что ты интересуешься его делами», «дружелюбно улыбаться», «произвести впечатление своим хорошим поведением». То, насколько искренними должны быть эти эмоции и поступки, отдаётся как бы на откуп самому сектанту. В большинстве случаев иеговисты действительно подходят к проповеди как к работе, которую они делают исключительно ради Иеговы, и жертва не интересует их как личность, становясь всего лишь очередной «галочкой в отчёте». Однако людям не чуждо ничего человеческого, и некоторые из них в самом деле заботятся о тех, кому проповедуют, считая своим долгом спасти ему жизнь (как правило, когда речь идёт о близких людях). Ради столь благородного побуждения сектанты считают абсолютно нормальным осторожничать, чтобы не отпугнуть жертву.

Поэтому необходимо помнить, что сектант может просто воспроизводить из лучших побуждений разработанный организацией механизм, сам являясь при этом обманутым и не осознавая, что он оказывается всего лишь винтиком в огромной жёстко централизованной тоталитарной машине.

3. Ещё одним распространенным заблуждением является то, что если человек является членом тоталитарной секты, ему чуждо абсолютно всё, чем живут нормальные люди.

Это распространённая крайность, опровержение которой также может оттолкнуть людей от проявления «здорового скептицизма» при столкновении с сектантами. Да, иеговисты, как мы разбирали, очень сильно отличается по своему образу жизни от обычных людей, но это отличие не может быть стопроцентным. Вспомним советских людей или Германию времён фашизма. Люди также влюблялись, выходили замуж, рожали и воспитывали детей, решали свои бытовые проблемы, общались и отдыхали. Однако никто при этом не отрицает, что в те годы в данных странах господствовал тоталитарный режим. На людях он сказывался в том, что они мыслили только по определённой заложенной в них программе, посвящали всю свою жизнь только одной, заранее определённой цели, соблюдали огромное количество правил и запретов и относились ко всему в мире только так, как им предписывалось (что, как мы уже установили, с точностью воспроизводится в организации). Однако на вид эти люди ничем не отличались от современных. Так и свидетели Иеговы во многом повторяют в нейтральных вещах быт современного человека. Они могут съездить на природу, устроить пикник или дружескую посиделку, поиграть в мяч и заниматься другими невинными увлечениями. Это вполне логично, так как секта заинтересована в притоке новых членов, и её руководство понимает, что если запретит своим адептам столь естественные для человека вещи, ей не удастся привлекать и удерживать в организации новичков. Поэтому необходимо помнить, что подобные проявления естественны для людей, и то, что адепты это делают, не является заслугой организации. Более того, у иеговиста остаётся гораздо меньше времени на отдых, чем у обычного человека. Просто любой контроль, каким бы сильным не был, имеет рамки, и здесь мы встречаемся как раз с вписывающейся в эти рамки нормой дозволенного.

4. Последнее заблуждение сводится к тому, что многие считают, что если возможность выжить в Армагеддоне сводится только к факту членства в секте, свидетели Иеговы вообще не считают нужным вести нравственный образ жизни и проявлять положительные качества, так как спасение им гарантировано. В результате некоторые люди считают иеговистов абсолютно аморальными и смотрят на них свысока, как на людей, абсолютно не понимающих, как на самом деле надо жить. Иногда эта точка зрения о заведомой неполноценности свидетелей Иеговы приводит к агрессии против них и к ущемлению прав лиц, исповедующих данную религию, чего ни в коем случае нельзя допускать.

В связи с этим хочется обратить внимание наиболее усердных противников иеговистов на следующее. Предположим, что к стандартному современному человеку, эгоистичному и  живущему только ради личной выгоды, приходят домой незнакомые люди и начинают пропагандировать  такие лозунги, как «служение Богу», «спасение людей», самоотречение, «несение благой вести», «посвящение себя» (неважно, какой, главное, высокой цели)? Конечно, речь о служении при первой встрече, как мы уже говорили, не идёт, но рано или поздно этот термин всё равно появляется. Разве человек, для которого существует только собственное благосостояние и корыстные интересы, откликнется на него? Нет, конечно! И то, что люди идут за такими идеалами, вызывает уважение. Более того, чтобы оказаться восприимчивым к сектантской пропаганде, человек должен искренне переживать по поводу зла и несправедливости в этом мире, как в приведённом нами в разделе про эзотерический разрыв примере. Он должен также стремиться к поиску Бога и размышлять на вечные темы. Уже исходя из перечисленного, мы получаем образ неравнодушного, нравственного, духовно ориентированного человека. Цель же организации – среди огромного числа людей отобрать тех, кто соответствует данной характеристике. Притом само предложение: изучение Библии, посещение христианских встреч, желание угодить Богу и узнать его требования к людям, не говоря уж о бесплатной работе и отказу от всего, что для человека было дорого в жизни – является идеальным тестом, позволяющим безошибочно определить таких людей.

Зная это, нетрудно понять, почему объединение «Свидетели Иеговы» так гордится высокими нравственными нормами своих членов. Любимым аргументом иеговистов является то, что по статистике в мире огромное количество наркоманов, пьяниц и преступников, чего нет в их организации. Однако необходимо заметить, что, во-первых, безнравственности довольно хватает и среди иеговистов (так, Дворкин приводит многочисленные случаи пьянства в высших кругах Бруклинского Вефиля)[53], а во-вторых, некорректно сравнивать общество и организацию, так как её члены – в первую очередь члены того же самого общества, только отобранные по определённому признаку. Это было бы равносильным сравнению статистических данных молодёжи вообще и элитного ВУЗа с очень строгой системой вступительных экзаменов, где среднее значение смещено как раз путём отбора.

Итак, то, что в организации преобладают хорошие люди – не заслуга данной организации. Она просто нашла очередной способ отбора таких людей из обычной массы. В православии или католицизме, а также других религиях, данный отбор неприемлем, так как традиционные религии открыты для всех и не отталкивают людей по каким-либо признакам. Поэтому иеговисты часто играют на том, что называется «эффектом массовости»: поскольку религии открыты для каждого, кто готов принять их учения, многие далеко не самые нравственные люди готовы назвать себя мусульманином или православным, не имея на самом деле отношения к данной церкви. В демократическом обществе людям не могут запретить самим определять их религиозную принадлежность, идентифицировать себя как последователя той или иной веры. Секта же, пользуясь тем, что церковь даёт людям реализовать данную свободу и не отлучает от себя тех, кто готовы в неё прийти, утверждает, что именно данные религии ответственны за аморализм своих последователей. «Вина» же традиционных конфессий на самом деле заключается в том, что они не строятся на основе партийного членства, не отбирают людей, ставя на тех, кто не прошёл отбора, ярлык «козла», а дают шанс на спасение каждому человеку.