Кириллова Ксения
Поэтому необходимо помнить, что сектант может просто воспроизводить из лучших побуждений разработанный организацией механизм, сам являясь при этом обманутым и не осознавая, что он оказывается всего лишь винтиком в огромной жёстко централизованной тоталитарной машине.
3. Ещё одним распространенным заблуждением является то, что если человек является членом тоталитарной секты, ему чуждо абсолютно всё, чем живут нормальные люди.
Это распространённая крайность, опровержение которой также может оттолкнуть людей от проявления «здорового скептицизма» при столкновении с сектантами. Да, иеговисты, как мы разбирали, очень сильно отличается по своему образу жизни от обычных людей, но это отличие не может быть стопроцентным. Вспомним советских людей или Германию времён фашизма. Люди также влюблялись, выходили замуж, рожали и воспитывали детей, решали свои бытовые проблемы, общались и отдыхали. Однако никто при этом не отрицает, что в те годы в данных странах господствовал тоталитарный режим. На людях он сказывался в том, что они мыслили только по определённой заложенной в них программе, посвящали всю свою жизнь только одной, заранее определённой цели, соблюдали огромное количество правил и запретов и относились ко всему в мире только так, как им предписывалось (что, как мы уже установили, с точностью воспроизводится в организации). Однако на вид эти люди ничем не отличались от современных. Так и свидетели Иеговы во многом повторяют в нейтральных вещах быт современного человека. Они могут съездить на природу, устроить пикник или дружескую посиделку, поиграть в мяч и заниматься другими невинными увлечениями. Это вполне логично, так как секта заинтересована в притоке новых членов, и её руководство понимает, что если запретит своим адептам столь естественные для человека вещи, ей не удастся привлекать и удерживать в организации новичков. Поэтому необходимо помнить, что подобные проявления естественны для людей, и то, что адепты это делают, не является заслугой организации. Более того, у иеговиста остаётся гораздо меньше времени на отдых, чем у обычного человека. Просто любой контроль, каким бы сильным не был, имеет рамки, и здесь мы встречаемся как раз с вписывающейся в эти рамки нормой дозволенного.
4. Последнее заблуждение сводится к тому, что многие считают, что если возможность выжить в Армагеддоне сводится только к факту членства в секте, свидетели Иеговы вообще не считают нужным вести нравственный образ жизни и проявлять положительные качества, так как спасение им гарантировано. В результате некоторые люди считают иеговистов абсолютно аморальными и смотрят на них свысока, как на людей, абсолютно не понимающих, как на самом деле надо жить. Иногда эта точка зрения о заведомой неполноценности свидетелей Иеговы приводит к агрессии против них и к ущемлению прав лиц, исповедующих данную религию, чего ни в коем случае нельзя допускать.
В связи с этим хочется обратить внимание наиболее усердных противников иеговистов на следующее. Предположим, что к стандартному современному человеку, эгоистичному и живущему только ради личной выгоды, приходят домой незнакомые люди и начинают пропагандировать такие лозунги, как «служение Богу», «спасение людей», самоотречение, «несение благой вести», «посвящение себя» (неважно, какой, главное, высокой цели)? Конечно, речь о служении при первой встрече, как мы уже говорили, не идёт, но рано или поздно этот термин всё равно появляется. Разве человек, для которого существует только собственное благосостояние и корыстные интересы, откликнется на него? Нет, конечно! И то, что люди идут за такими идеалами, вызывает уважение. Более того, чтобы оказаться восприимчивым к сектантской пропаганде, человек должен искренне переживать по поводу зла и несправедливости в этом мире, как в приведённом нами в разделе про эзотерический разрыв примере. Он должен также стремиться к поиску Бога и размышлять на вечные темы. Уже исходя из перечисленного, мы получаем образ неравнодушного, нравственного, духовно ориентированного человека. Цель же организации – среди огромного числа людей отобрать тех, кто соответствует данной характеристике. Притом само предложение: изучение Библии, посещение христианских встреч, желание угодить Богу и узнать его требования к людям, не говоря уж о бесплатной работе и отказу от всего, что для человека было дорого в жизни – является идеальным тестом, позволяющим безошибочно определить таких людей.
Зная это, нетрудно понять, почему объединение «Свидетели Иеговы» так гордится высокими нравственными нормами своих членов. Любимым аргументом иеговистов является то, что по статистике в мире огромное количество наркоманов, пьяниц и преступников, чего нет в их организации. Однако необходимо заметить, что, во-первых, безнравственности довольно хватает и среди иеговистов (так, Дворкин приводит многочисленные случаи пьянства в высших кругах Бруклинского Вефиля)[53], а во-вторых, некорректно сравнивать общество и организацию, так как её члены – в первую очередь члены того же самого общества, только отобранные по определённому признаку. Это было бы равносильным сравнению статистических данных молодёжи вообще и элитного ВУЗа с очень строгой системой вступительных экзаменов, где среднее значение смещено как раз путём отбора.
Итак, то, что в организации преобладают хорошие люди – не заслуга данной организации. Она просто нашла очередной способ отбора таких людей из обычной массы. В православии или католицизме, а также других религиях, данный отбор неприемлем, так как традиционные религии открыты для всех и не отталкивают людей по каким-либо признакам. Поэтому иеговисты часто играют на том, что называется «эффектом массовости»: поскольку религии открыты для каждого, кто готов принять их учения, многие далеко не самые нравственные люди готовы назвать себя мусульманином или православным, не имея на самом деле отношения к данной церкви. В демократическом обществе людям не могут запретить самим определять их религиозную принадлежность, идентифицировать себя как последователя той или иной веры. Секта же, пользуясь тем, что церковь даёт людям реализовать данную свободу и не отлучает от себя тех, кто готовы в неё прийти, утверждает, что именно данные религии ответственны за аморализм своих последователей. «Вина» же традиционных конфессий на самом деле заключается в том, что они не строятся на основе партийного членства, не отбирают людей, ставя на тех, кто не прошёл отбора, ярлык «козла», а дают шанс на спасение каждому человеку.
Итак, заслуга секты только в правильном отборе людей, предрасположенных к принятию её учения. Но, в отличие от элитного ВУЗа, дающего людям образование, организация использует все перечисленные положительные качества адептов ради своей выгоды. Как отмечается в заключении Экспертизы № 4, целью секты является «создание прямой или скрытой зависимости – психологической, физической, финансовой, материальная эксплуатация». Мы уже разбирали, что адепты принуждаются к полному самоотречению и постоянной бесплатной работе на секту. Конечно, любой, поставив себя на место работодателя, скажет, что ему нужен исполнительный, честный, трудолюбивый, надёжный работник. Организация не является исключением. Чтобы адепт привлекал в неё как можно больше людей, он должен быть трудолюбивым. Чтобы не терять фанатичной преданности секте, необходимы идейность и верность. Чтобы исполнять указания руководства, необходимо послушание. Чтобы производить хорошее впечатление на потенциальных жертв, необходимы уступчивость и вежливость. Чтобы отказаться от прежнего образа жизни, человек должен дойти до полного самоотречения. Поэтому организация не только отбирает людей, но и усиливает в каком-то смысле их положительные качества. Это также является хорошим средством для завуалирования негативных аспектов их учения. Необходимо отметить, что традиционные религии ничего не требуют от своих последователей, кроме веры, так как призваны служить средством реализации свободы вероисповедания, именно служить людям, а не наоборот, заставлять адептов подчиняться себе.
Разумеется, опасность секты не в том, что она рекомендует адептам проявлять некоторые действительно христианские качества, а в том, ради чего она это делает и на что направляет. Исследователи верно отмечают, что тоталитарный режим нравится людям потому, что приобщает их к какой-то высокой цели, наполняя тем самым смыслом их существование. Так было в своё время в Германии и СССР. Также и объединение «Свидетели Иеговы», пользуясь высокими идеями, превращает своих последователей в рабов, пользуясь их лучшими качествами. Спекулируя христианской терминологией, организация ориентирует людей на служение именно ей, нарушая их права и свободы. Поэтому никогда нельзя забывать, что сектанты – в первую очередь жертвы, притом во многом жертвы собственной порядочности и доброты. К жертвам необходимо относиться с сочувствием и участием, а также с уважением, помня о том, что их нравственные нормы могут оказаться гораздо выше норм некоторых высокомерных критиков. Другое дело, что существование системы, эксплуатирующей и полностью подчиняющей себе людей, недопустимо.
Иные особенности секты
1) Новояз
Для того чтобы понять суть данного термина, лучше всего обратиться к специалистам-сектоведам. Дворкин подробно раскрывает суть этого понятия: «В числе прочего Оруэлл открыл такой закон: тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Ведь, попав в любую секту, жертва начинает говорить на её языке. В нашем случае это может быть и русский язык, но в нём происходит тонкая подмена понятий, когда ключевые слова приобретают другое значение, и адепт невольно начинает мыслить категориями секты. Наверно, те из вас, кто общался с членами той или иной секты, обращал внимание на особенность, которую можно назвать «эффектом магнитофона», когда человек совершенно не воспринимает того, что вы говорите, и только отдельные ваши слова играют роль пальца, нажимающего на кнопку. Человек выхватывает какое-то одно слово, кнопка срабатывает, и он выдаёт соответствующий текст. То, что вы говорите дальше, проходит мимо его сознания, хотя вы и говорите с ним по-русски – на его родном языке. Он не может уже воспринимать вашей речи»[54]