Кириллова Ксения
Итак, заслуга секты только в правильном отборе людей, предрасположенных к принятию её учения. Но, в отличие от элитного ВУЗа, дающего людям образование, организация использует все перечисленные положительные качества адептов ради своей выгоды. Как отмечается в заключении Экспертизы № 4, целью секты является «создание прямой или скрытой зависимости – психологической, физической, финансовой, материальная эксплуатация». Мы уже разбирали, что адепты принуждаются к полному самоотречению и постоянной бесплатной работе на секту. Конечно, любой, поставив себя на место работодателя, скажет, что ему нужен исполнительный, честный, трудолюбивый, надёжный работник. Организация не является исключением. Чтобы адепт привлекал в неё как можно больше людей, он должен быть трудолюбивым. Чтобы не терять фанатичной преданности секте, необходимы идейность и верность. Чтобы исполнять указания руководства, необходимо послушание. Чтобы производить хорошее впечатление на потенциальных жертв, необходимы уступчивость и вежливость. Чтобы отказаться от прежнего образа жизни, человек должен дойти до полного самоотречения. Поэтому организация не только отбирает людей, но и усиливает в каком-то смысле их положительные качества. Это также является хорошим средством для завуалирования негативных аспектов их учения. Необходимо отметить, что традиционные религии ничего не требуют от своих последователей, кроме веры, так как призваны служить средством реализации свободы вероисповедания, именно служить людям, а не наоборот, заставлять адептов подчиняться себе.
Разумеется, опасность секты не в том, что она рекомендует адептам проявлять некоторые действительно христианские качества, а в том, ради чего она это делает и на что направляет. Исследователи верно отмечают, что тоталитарный режим нравится людям потому, что приобщает их к какой-то высокой цели, наполняя тем самым смыслом их существование. Так было в своё время в Германии и СССР. Также и объединение «Свидетели Иеговы», пользуясь высокими идеями, превращает своих последователей в рабов, пользуясь их лучшими качествами. Спекулируя христианской терминологией, организация ориентирует людей на служение именно ей, нарушая их права и свободы. Поэтому никогда нельзя забывать, что сектанты – в первую очередь жертвы, притом во многом жертвы собственной порядочности и доброты. К жертвам необходимо относиться с сочувствием и участием, а также с уважением, помня о том, что их нравственные нормы могут оказаться гораздо выше норм некоторых высокомерных критиков. Другое дело, что существование системы, эксплуатирующей и полностью подчиняющей себе людей, недопустимо.
Иные особенности секты
1) Новояз
Для того чтобы понять суть данного термина, лучше всего обратиться к специалистам-сектоведам. Дворкин подробно раскрывает суть этого понятия: «В числе прочего Оруэлл открыл такой закон: тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Ведь, попав в любую секту, жертва начинает говорить на её языке. В нашем случае это может быть и русский язык, но в нём происходит тонкая подмена понятий, когда ключевые слова приобретают другое значение, и адепт невольно начинает мыслить категориями секты. Наверно, те из вас, кто общался с членами той или иной секты, обращал внимание на особенность, которую можно назвать «эффектом магнитофона», когда человек совершенно не воспринимает того, что вы говорите, и только отдельные ваши слова играют роль пальца, нажимающего на кнопку. Человек выхватывает какое-то одно слово, кнопка срабатывает, и он выдаёт соответствующий текст. То, что вы говорите дальше, проходит мимо его сознания, хотя вы и говорите с ним по-русски – на его родном языке. Он не может уже воспринимать вашей речи»[54]
Возвращаясь к пособию «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему», мы убеждаемся, что описываемая ситуация происходит и у Свидетелей Иеговы. В частности, в пособии даны возможные возражения на конкретные реплики вновь вовлекаемых лиц. Эти реплики и являются теми «кнопками», которые нажимает говорящий. Далее иеговист, услышав знакомые слова, тут же начинает воспроизводить данные ему в публикациях Общества советы. Аналогично построен и учебник «Учимся в Школе теократического служения», и многочисленные «преподнесения», предлагаемые в НЦС. «Эффект магнитофона» срабатывает также и на другие «ключевые» слова. Например, когда группа молодёжи собирала подписи за восстановление разрушенного парка, подошедшие с целью проповеди Свидетели Иеговы, услышав слово «парк», немедленно начали рассказывать про вечную жизнь в восстановленном раю, ни капли не интересуясь тем, чего в действительности хотела молодёжь.
Что касается «тонкой подмены понятий», она также присутствует у иеговистов. Это отмечают и эксперты. В частности, в заключении Экспертизы № 1 отмечается: «Изменения в текстах "Свидетелей" психологического содержания ряда устойчивых понятий способствует этой переориентации гражданского сознания воспринимающих в сторону осадно-боевого противостояния миру. Психолингвистический анализ показал, что в текстах "Свидетелей Иеговы" осуществлены целенаправленные контекстуально-связанные изменения в семантической структуре слов. Так, осуществляется сдвиг в понятии "общество", направленный на сужение картины мира и связей с ним лишь в пределах и через посредство организации "Свидетелей Иеговы". Понятие "семья" оттесняется в пользу понятия "община" в значении "члены нашей организации". Понятие "счастья" меняется на понятие "служение" (целям нашей организации). Всё это создает особый язык со специфическим эмоционально-смысловым наполнением, устремленным к психологическому воздействию на сознание воспринимающего, к изменению у него языкового и неязыкового образа мира, к внушению необходимости покорного подчинения дисциплине узкого сообщества и его иерархическим структурам»
Напомним также о такой ключевой подмене терминов, как замена категории «инакомыслящие» термином «нечестивые», что ведёт к подмене идеологической характеристики моральной.
В заключении Экспертизы № 4 приводится цитата из иеговистской литературы, согласно которой «из Иерусалима пришли представители руководящей корпорации, состоящей из апостолов и старейшин, и передали им Святой Дух». Исследователи усматривают в данном фрагменте «яркий пример использования «новояза», искусственных терминов для обозначения привычных и известных вещей – «руководящая корпорация» в отношении церковной иерархии, что также является известным приемом и признаком деструктивного культа (тоталитарной секты)».
Итак, выделяя функции «новояза», к таковым можно отнести:
1. Создание эффективного метода вербовки новых членов путём подготовки ответа на наиболее часто встречаемые возражения потенциальных жертв.
2. Новое значение привычных слов заставляет адепта по-другому воспринимать мир, который, как известно, во многом познаётся именно благодаря вербальным категориям. В результате адепт начинает не только говорить, но и мыслить категориями секты, так как речь неразрывно связана с мышлением.