Кириллова Ксения
Возвращаясь к пособию «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему», мы убеждаемся, что описываемая ситуация происходит и у Свидетелей Иеговы. В частности, в пособии даны возможные возражения на конкретные реплики вновь вовлекаемых лиц. Эти реплики и являются теми «кнопками», которые нажимает говорящий. Далее иеговист, услышав знакомые слова, тут же начинает воспроизводить данные ему в публикациях Общества советы. Аналогично построен и учебник «Учимся в Школе теократического служения», и многочисленные «преподнесения», предлагаемые в НЦС. «Эффект магнитофона» срабатывает также и на другие «ключевые» слова. Например, когда группа молодёжи собирала подписи за восстановление разрушенного парка, подошедшие с целью проповеди Свидетели Иеговы, услышав слово «парк», немедленно начали рассказывать про вечную жизнь в восстановленном раю, ни капли не интересуясь тем, чего в действительности хотела молодёжь.
Что касается «тонкой подмены понятий», она также присутствует у иеговистов. Это отмечают и эксперты. В частности, в заключении Экспертизы № 1 отмечается: «Изменения в текстах "Свидетелей" психологического содержания ряда устойчивых понятий способствует этой переориентации гражданского сознания воспринимающих в сторону осадно-боевого противостояния миру. Психолингвистический анализ показал, что в текстах "Свидетелей Иеговы" осуществлены целенаправленные контекстуально-связанные изменения в семантической структуре слов. Так, осуществляется сдвиг в понятии "общество", направленный на сужение картины мира и связей с ним лишь в пределах и через посредство организации "Свидетелей Иеговы". Понятие "семья" оттесняется в пользу понятия "община" в значении "члены нашей организации". Понятие "счастья" меняется на понятие "служение" (целям нашей организации). Всё это создает особый язык со специфическим эмоционально-смысловым наполнением, устремленным к психологическому воздействию на сознание воспринимающего, к изменению у него языкового и неязыкового образа мира, к внушению необходимости покорного подчинения дисциплине узкого сообщества и его иерархическим структурам»
Напомним также о такой ключевой подмене терминов, как замена категории «инакомыслящие» термином «нечестивые», что ведёт к подмене идеологической характеристики моральной.
В заключении Экспертизы № 4 приводится цитата из иеговистской литературы, согласно которой «из Иерусалима пришли представители руководящей корпорации, состоящей из апостолов и старейшин, и передали им Святой Дух». Исследователи усматривают в данном фрагменте «яркий пример использования «новояза», искусственных терминов для обозначения привычных и известных вещей – «руководящая корпорация» в отношении церковной иерархии, что также является известным приемом и признаком деструктивного культа (тоталитарной секты)».
Итак, выделяя функции «новояза», к таковым можно отнести:
1. Создание эффективного метода вербовки новых членов путём подготовки ответа на наиболее часто встречаемые возражения потенциальных жертв.
2. Новое значение привычных слов заставляет адепта по-другому воспринимать мир, который, как известно, во многом познаётся именно благодаря вербальным категориям. В результате адепт начинает не только говорить, но и мыслить категориями секты, так как речь неразрывно связана с мышлением.
3. Особый язык является ещё одни отличительным признаком группы, особой внутригрупповой ценностью, идентифицирующей адепта как члена именно данной организации. Поскольку человек начинает мыслить не в тех категориях, в которых мыслит его окружение, у него неизбежно возникает непонимание со стороны знакомых, не являющихся членами секты. Секта же использует данную ситуацию, с одной стороны, в подтверждение своего тезиса о том, что окружающий мир «ослеплён дьяволом» и не способен понимать происходящее, а с другой стороны, как ещё одну возможность доказать, что только в этой группе человек обретёт поддержку и понимание. Как мы понимаем, в нашем мире потребность в понимании зачастую оказывается одной из самых необходимых потребностей людей, поэтому сектант ещё больше привязывается к организации.
2) Нарушение прав малолетних
Говоря об особенностях организации «Свидетели Иеговы», необходимо подчеркнуть, что все описанные выше правила, запреты и ограничения в равной мере распространяются как на взрослых членов секты, так и на их малолетних детей. Как известно, дети – это наиболее незащищённая группа населения. Поскольку они в силу возраста являются полностью зависимыми от родителей, на последних ложится огромная ответственность за формирование личности ребёнка, процесс его нормальной социализации, воспитание, образование, проще говоря, создания условий для максимально полного и всестороннего развития его личности. Кроме того, родители обязаны заботиться о досуге детей, об их полноценном отдыхе, предоставлять ребёнку возможности для творческой самореализации. Как мы понимаем, всё перечисленное является необходимым условиями как для формирования личности ребёнка, так и для обеспечения ему такой необходимой в его возрасте радости жизни, праздников, всех тех удовольствий, которые неизменно сопровождают возраст детства. При всей значимости обучения и строгости воспитания никогда нельзя забывать, что у детей в любом случае должно быть детство, и задача родителей состоит в том, чтобы это детство было счастливым.
Примечательно, что эти, казалось бы, исключительно моральные нормы отражаются также в международных актах. Так, в Рекомендации парламентской ассамблеи Совета Европы № 1178 от 1994г. «Секты и новые религиозные движения» прямо закреплено:
«Комитет полагает, что те государства, где работают различные секты или религиозные движения, должны предпринять шаги для обеспечения того, чтобы их законы как можно полнее осуществлялись в интересах детей и чтобы производилось эффективное осуществление отеческих обязанностей.
Комитет обращает внимание на то, что при подготовке проекта Европейской Конвенции необходимо рассмотреть ряд вопросов, поднятых в рекомендациях Ассамблеи и касающихся осуществления прав детей, а особенно - вопроса о средствах защиты благополучия детей...