Кириллова Ксения
Кроме того, рекомендация Комитета Министров № R (91) 9 по принятию чрезвычайных мер при решении семейных вопросов принимает во внимание различные проблемы, которые могут возникнуть в результате членства родителей в той или иной секте. Государствам - членам Конвенции рекомендуется "предпринять все необходимые шаги для осуществления принципов (данной рекомендации) и обеспечить то, чтобы все чрезвычайные ситуации могли рассматриваться в судах или других правомочных организациях, занимающихся вопросами семьи, чтобы защитить детей и других лиц, нуждающихся в особой защите и помощи, интересам которых грозит серьезная опасность".
Данная рекомендация выступает в защиту проведения простых и неотложных судебных процедур, чтобы компетентные власти в особых случаях могли принимать решения в защиту интересов детей. В пояснительном меморандуме к рекомендации особо упоминается об "исключительной власти" (параграф 7. а), которой располагает суд для защиты здоровья ребенка, например чтобы сделать возможным срочное переливание крови ребенку, если это необходимо, но происходит в противовес желаниям родителей».
Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 22.06.1999г.: «Ассамблея придает большое значение защите наиболее уязвимых групп населения, особенно детей, родители которых входят в религиозные, эзотерические или духовные группы, в случае жестокого обращения, изнасилования, отсутствия заботы, воздействия на умы путем идеологической обработки, а также в тех случаях, когда дети не посещают школу, что не позволяет службам социального обеспечения осуществлять контроль»
Кроме этого, в ч.2 ст.6 Конвенции о правах ребёнка отмечается: «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка». Ст.31 этой же Конвенции разъясняет, что «Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха».
Однако «Свидетели Иеговы» напрямую игнорируют эти нормы. Выше, при перечислении имеющихся в организации запретов, влекущих, в частности, разрушение семьи, упоминался также запрет отмечать любые праздники (дни рождения, Новый год, патриотические, религиозные праздники). Конечно, даже на отношениях взрослых людей эти запреты сказывают негативно, так как ведут к слому основных национальных традиций, а следовательно, к конфликту в семье. Под угрозу ставится не только традиционный образ жизни российских граждан, но и дружеские и родственные связи, так как у большинства россиян перечисленные праздники являются также элементом укрепления семейного единства, возможностью вместе ощутить общую радость, а также отмечание подобных дат (Новый год, к примеру) создаёт ощущение единства всего народа.
В заключении Экспертизы № 2 в этой связи отмечается, что «вопрос охраны традиционного образа жизни является важнейшим приоритетом в системе национальной безопасности всех цивилизованных, развитых стран. Например, в США принцип защиты традиционного образа жизни является ведущим приоритетом политики государства в сфере безопасности. В Доктрине национальной безопасности США он занимает первое место, будучи приоритетным даже над ценностью сохранения населения США и защиты национальной территории США. И для нашего государства, России, особенно в современных непростых условиях переходного периода от тоталитарного политического режима КПСС к свободному самоуправляющемуся демократическому обществу, приоритет охраны и возрождения традиционного образа жизни, традиционных социальных институтов и культурных ценностей, пострадавших в десятилетия социальных экспериментов и социального противостояния, является важнейшим приоритетом в сумме национальной и государственной безопасности».
Таким образом, разрушение традиционного образа жизни российских граждан даже в отношении взрослых людей рассматривается как абсолютное зло. Этот аспект ещё более усиливается в отношении несовершеннолетних детей, для который праздники в силу возраста являются самыми яркими и запоминающимися событиями в жизни. К тому же они неразрывно связаны не только с эмоциональным удовольствием, получаемым детьми, но и с процессом их социализации, так как «празднование» включает для ребёнка возможность участвовать в утренниках, в том числе новогодних, петь, танцевать, играть в любительских сценках, дарить своим мамам самодельные подарки на 8 марта и т.д. На всё это иеговистская литература категорично утверждает:
“Ты можешь жить вечно в раю на земле”, 1989, с.210-212: Это означает также не иметь ничего общего с религиозными торжествами и с праздниками мира. Помни: если ты не служишь Иегове, ты служишь Сатане" (с.216)
“Наше царственное служение, август 1995 г: “В школе проводятся патриотические церемонии и мирские праздники... Испытанием для тебя могут стать заманчивые спортивные мероприятия, проводимые школой, или общественные встречи в неурочное время. Тебе нужно быть бдительным, чтобы распознавать, как такие, кажущиеся веселыми, мероприятия могут идти в разрез с твоей верой. Нужно общаться с теми, с кем ты можешь черпать силу друг от друга, чтобы каждый укреплялся верою другого... ”
Что от нас требует Бог? 96 г., с.22: «Ранние христиане не праздновали Рождества и Пасхи, не делают этого и нынешние христиане… Ранние христиане не праздновали дней рождения. Этот обычай пришёл из древних лжерелигий»
Кроме этого, как мы уже выяснили, разновидностью контроля информации является запрет на общение со всеми, кто не принадлежит к организации «Свидетели Иеговы», а также пропагандируется автоматическая моральная неполноценность всех неиеговистов. Точно также, только с ещё большей строгостью, детям иеговистов предписывается «ограничить общение с теми, кто не посвятил себя Иегове». Таким образом, дружба и любое тесное общение с детьми не-свидетелей запрещено. Разумеется, на этапе своего формирования личность больше, чем когда-либо, нуждается в общении со сверстниками, так как именно через полноценное взаимодействие с ними и осуществляется социализация ребёнка, его развитие и становление. К тому же, поскольку в одном собрании редко можно встретить детей одного возраста, да и дети эти зачастую оказываются несовместимыми по тем или иным причинам, дети свидетелей Иеговы автоматически обречены на одиночество. Они оказываются оторванными от обычной среды своих сверстников, не участвуют во многих культурных, досуговых, патриотических мероприятиях, что неизбежно отдаляет от коллектива:
“Организованы проводить наше служение”, с.132-133: «Если ты молодой христианин, который еще ходит в школу, то твои родители, безусловно, увещевали тебя быть особенно осторожным… При таких обстоятельствах ты можешь сделать многое, чтобы отбить мирское влияние… Чтобы молодые Свидетели Иеговы в школьное время могли держаться в стороне от мира, им следует обдумать опасности, которые влечет за собой участие в мероприятиях вне регулярного учебного плана. Это требует, чтобы ты слушался голоса своей обученной по Библии совести и твердо решил не впутываться в мирские соревнования или националистские обычаи, нарушающие библейские принципы»
Эти дети, не имея права сами выбрать себе друзей в среде одноклассников или в любимом дворе, становятся замкнутыми и необщительными. Мысль о том, что повсюду их подстерегают искушения Сатаны, что подростковая среда насквозь пропитана безнравственностью и наркоманией, враждебность по отношению к любым исходящим от других детей попыткам сблизиться с ними, необходимость с ранних лет противостоять всему, что их окружает, со стойкостью война, а главное, ожидание надвигающегося Армагеддона – всё это является настоящей травмой для детской психики. Так, на одной из Школ теократического служения старейшина брал интервью у учащегося 11 класса, где хвалил его за умение противостоять таким искушениям, как сходить на день рождения одноклассника или на прогулку с ним, не говоря уж о школьной дискотеке.
Более того, дети свидетелей Иеговы не могут также получить полноценное образование. Например, история России неразрывно связана с историей церкви, являющихся для этих детей только повестью о том, как Сатана «ослепляет умы людей». Изучая искусство, эти дети не признают иконописи, церковное зодчество и т.д. Кроме этого, именно школьное образование призвано привить детям чувство гражданской принадлежности россиян к Российскому государству, их этнокультурной идентичности, патриотизм и умение гордиться своей Родиной и её историей. Вспомним цитату из «Организованы проводить наше служение», с.132-133: «Посещая школу, они должны быть заинтересованы в том, чтобы научиться хорошо читать и писать. Другие предметы, которые преподаются в начальной и также в средней школе, могут быть ценны для молодых людей, в то время как они ставят перед собой духовные дели. В школьные годы им следует прилежно стараться помнить своего Создателя, ставя духовные дела на первое место». Стоит ли говорить, что вместо этого дети вырастают абсолютно асоциальными, враждебно настроенными по отношению к государству и церкви.