Кириллова Ксения

“Ты можешь жить вечно в раю на земле”, 1989, с.210-212: Это означает также не иметь ничего общего с религиозными торжествами и с праздниками мира. Помни: если ты не служишь Иегове, ты служишь Сатане" (с.216)

“Наше царственное служение, август 1995 г:  “В школе проводятся патриотические церемонии и мирские праздники... Испытанием для тебя могут стать заманчивые спортивные мероприятия, проводимые школой, или общественные встречи в неурочное время. Тебе нужно быть бдительным, чтобы распознавать, как такие, кажущиеся веселыми, мероприятия могут идти в разрез с твоей верой. Нужно общаться с теми, с кем ты можешь черпать силу друг от друга, чтобы каждый укреплялся верою другого... ”

Что от нас требует Бог? 96 г., с.22: «Ранние христиане не праздновали Рождества и Пасхи, не делают этого и нынешние христиане… Ранние христиане не праздновали дней рождения. Этот обычай пришёл из древних лжерелигий»

Кроме этого, как мы уже выяснили, разновидностью контроля информации является запрет на общение со всеми, кто не принадлежит к организации «Свидетели Иеговы», а также пропагандируется автоматическая моральная неполноценность всех неиеговистов. Точно также, только с ещё большей строгостью, детям иеговистов предписывается «ограничить общение с теми, кто не посвятил себя Иегове». Таким образом, дружба и любое тесное общение с детьми не-свидетелей запрещено. Разумеется, на этапе своего формирования личность больше, чем когда-либо, нуждается в общении со сверстниками, так как именно через полноценное взаимодействие с ними и осуществляется социализация ребёнка, его развитие и становление. К тому же, поскольку в одном собрании редко можно встретить детей одного возраста, да и дети эти зачастую оказываются несовместимыми по тем или иным причинам, дети свидетелей Иеговы автоматически обречены на одиночество. Они оказываются оторванными от обычной среды своих сверстников, не участвуют во многих культурных, досуговых, патриотических мероприятиях, что неизбежно отдаляет от коллектива:

“Организованы проводить наше служение”, с.132-133: «Если ты молодой христианин, который еще ходит в школу, то твои родители, безусловно, увещевали тебя быть особенно осторожным… При таких обстоятельствах ты можешь сделать многое, чтобы отбить мирское влияние… Чтобы молодые Свидетели Иеговы в школьное время могли держаться в стороне от мира, им следует обдумать опасности, которые влечет за собой участие в мероприятиях вне регулярного учебного плана. Это требует, чтобы ты слушался голоса своей обученной по Библии совести и твердо решил не впутываться в мирские соревнования или националистские обычаи, нарушающие библейские принципы»

Эти дети, не имея права сами выбрать себе друзей в среде одноклассников или в любимом дворе, становятся замкнутыми и необщительными. Мысль о том, что повсюду их подстерегают искушения Сатаны, что подростковая среда насквозь пропитана безнравственностью и наркоманией, враждебность по отношению к любым исходящим от других детей попыткам сблизиться с ними, необходимость с ранних лет противостоять всему, что их окружает, со стойкостью война, а главное, ожидание надвигающегося Армагеддона – всё это является настоящей травмой для детской психики. Так, на одной из Школ теократического служения старейшина брал интервью у учащегося 11 класса, где хвалил его за умение противостоять таким искушениям, как сходить на день рождения одноклассника или на прогулку с ним, не говоря уж о школьной дискотеке.

Более того, дети свидетелей Иеговы не могут также получить полноценное образование. Например, история России неразрывно связана с историей церкви, являющихся для этих детей только повестью о том, как Сатана «ослепляет умы людей». Изучая искусство, эти дети не признают иконописи, церковное зодчество и т.д. Кроме этого, именно школьное образование призвано привить детям чувство гражданской принадлежности россиян к Российскому государству, их этнокультурной идентичности, патриотизм и умение гордиться своей Родиной и её историей. Вспомним цитату из «Организованы проводить наше служение», с.132-133: «Посещая школу, они должны быть заинтересованы в том, чтобы научиться хорошо читать и писать. Другие предметы, которые преподаются в начальной и также в средней школе, могут быть ценны для молодых людей, в то время как они ставят перед собой духовные дели. В школьные годы им следует прилежно стараться помнить своего Создателя,  ставя духовные дела на первое место». Стоит ли говорить, что вместо этого дети вырастают абсолютно асоциальными, враждебно настроенными по отношению к государству и церкви.

Таким образом, дети иеговистов лишаются самых главных прав, которыми должны обладать - право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Кроме этого, ребёнок не ощущает себя личностью, не имея возможности самому определять своих друзей и увлечения. Всё это ведёт к изменению личности ребёнка, притом изменению исключительно в худшую сторону.

Однако самым страшным является не только ограничение возможности нормального развития ребёнка путём запретов, но и обязательное вовлечение ребёнка в организацию, зачастую против его воли. На практике это сопровождается физическим и психическим насилием над детьми, особенно в тех случаях, когда дети уже находились в сознательном возрасте к тому моменту, как родители вступили в организацию, и могли принимать самостоятельные решения. Страшно то, что детей обязательно привлекать к деятельности объединения буквально с грудного возраста. В частности, родители берут детей на собрания, несмотря на то, что те совершенно ничего не понимают в происходящем. На всех иеговистких собраниях в любом городе можно наблюдать удивительную по своей жестокости картину: женщины, старательно изучающие по нескольку раз один и тот же журнал, и ползающий рядом по голому полу плачущий ребёнок, на которого никто не обращает внимания. Сцена эта длится ровно столько, сколько длится собрание. Дети постарше бегают по залу, удивляясь равнодушию взрослых, не способных ни на минуту оторваться от изучения, чтобы обратить на них внимание. Грудные дети плачут на руках у равнодушных родителей. Дети школьного возраста уже пытаются учиться усидчивости, стараясь протерпеть несколько часов подряд, что является для детей 5-8 лет настоящей пыткой. За малейшее непослушание, лишний вопрос или попытку хоть как-то отвлечься от происходящего родители нещадно наказывают своих детей (вспомним цитату из «Бодрствуйте!», 2004 г., с. 10-11: «Последовательно ли я наказываю своих детей за пренебрежение Божьими напоминаниями или же делаю это лишь в минуты раздражения?»). Для успешного проведения наказаний существуют даже специальные инструкции во внутренней литературе:

«Уже перед встречей родителей с маленькими детьми можно поощрить сесть туда, где они будут меньше всего мешать, если придется вывести их, чтобы принять наказательные меры или удовлетворить другие нужды» (“Организованы проводить наше служение”, 1990, с.64).

Однако посещением собраний вовлечение детей в организацию не ограничивается. Родители пытаются с детства приобщить их к сектантской доктрине, чтению публикаций Общества Сторожевой Башни:  

"Пробудитесь", 08.03.1997, с. 27: Истинные христиане должны серьёзно относиться к своей обязанности внедрять в сознание детей свои религиозные убеждения. Они  не могут … позволять детям самим делать выбор"

“Сторожевая Башня” от 15.06.05. с.21, п.12-14: «Духовно крепкие родители смогут следовать совету из Второзакония 6:7 и при любой возможности «внушать» своим чадам слова Иеговы. «Внушать» означает учить и убеждать с помощью повторения… Также и родителям нужно искать разные способы для обучения своих детей основным истинам и терпеливо повторять им принципы Иеговы, пока те не станут их применять… Такие беседы могут побудить юных больше читать публикации «верного и благоразумного раба». 

Однако основной обязанностью иеговиста, как мы помним, является обязательное участие в проповеднической деятельности. Обязанность эта в равной мере распространяется и на детей, включая все вытекающие из неё последствия: огромное количество часов «служения», обязательность заводить со всеми вокруг разговоры на библейские темы, строгая почасовая отчётность, хождение по квартирам и полное отсутствие свободного времени. Обобщим выдержки из иеговистских изданий на эту тему: