Кириллова Ксения

Разумеется, жизнь ребёнка при таких условиях превращается в ад. Лишённый друзей, общества сверстников, игр и развлечений, враждебно  настроенный ко всему миру, запуганный и замкнутый, ребёнок вынужден работать с утра до ночи на организацию, превратив даже школу, место, где он должен получать знания, в место для проповедования, и часто даже не понимая, зачем он это делает. Неудивительно, что в таком случае дети становятся объектами для насмешек и травли своих сверстников. Поскольку родители также всё своё свободное время посвящают организации, ребёнок лишён элементарных проявлений культурного семейного отдыха (походы в театр, кино, на выставки). В результате наступает полный отрыв от окружающего мира. К тому же подобная ситуация возможна и тогда, когда свидетелем Иеговы является только один из родителей, а второй выступает категорически против вовлечения ребёнка в деятельность секты. В таком случае данное вовлечение происходит против воли второго родителя, что ведёт к конфликтам в семье и в конечном итоге к её разрушению, не говоря уже о том, что сам факт подобного действия является противозаконным. Чтобы не быть голословными, приведём конкретные примеры, имевшее место при рассмотрении дела о ликвидации секты в Московском суде.

Суд отметил, что «к участию в проповеди, других религиозных делах привлекаются несовершеннолетние, в том числе малолетние дети, без согласия второго родителя, не члена общины. Свидетели Журавлев Ю.А., Пикулев С.Ю. , Кузнецов А.И. показали, что их жены продолжали водить детей на проповеди и собрания, несмотря на их категорические возражения, от участия в воспитании собственных детей и решении такого вопроса как выбор вероучения для детей они были отстранены.

Беляков В.Г. обращался в орган опеки и попечительства с требованием запретить жене использовать его сына Белякова Алешу в организации Свидетели Иеговы. Свидетели Вишнева H.Г. и Федорова Т.Н. показали, что их невестка и дочь (во втором случае) водили и продолжают водить детей в организацию Свидетелей Иеговы вопреки мнению отцов их внуков. Возникающие разногласия между родителями по вопросу воспитания детей, связанные с их участием в религиозной общине Свидетелей Иеговы, в ряде случаев стали предметом судебных разбирательств и последующих исков о передаче детей на воспитание другому родителю. Подобный иск заявлял в Черемушкинском районном суде г. Москвы Кузнецов А.И. в отношении двоих сыновей. В настоящее время в производстве Нагатинского районного суда г. Москвы находится дело по требованию Пикулева С.Ю. об ограничении жены в родительских правах.

Суд расценивает активное участие в рассмотрении этих дел адвокатов, тесно сотрудничающих с организацией Свидетели Иеговы, в поддержку родителя-члена организации против второго родителя как проявление заинтересованности в исходе дела самой организации и вмешательство в семейные, личные дела своих членов. В материалах дела имеется подобное обращение религиозного собрания по делу Кузнецовых.

Международными и российскими нормами права предусматривается реализация принципа свободы совести, выбора религии для детей с учетом их собственного мнения и интересов. Конвенция о правах ребенка предлагает государствам действовать, учитывая важность традиций, культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Государства-участники обеспечивают здоровое развитие ребенка, признается право ребенка на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Вопреки этому гарантированному праву члены религиозной общины Свидетели Иеговы г. Москвы привлекали своих детей к участию в деятельности этой организации, не считаясь с мнением, состоянием здоровья, интересами развития личности их детей.

Свидетель Вишнева Н.Г. показала, что ее невестка Татьяна является членом религиозной общины г. Москвы, привлекает к участию в проповедовании своих детей, одному из которых 5, а другому 10 лет. Младший ребенок, придя с проповеди, от усталости лег прямо на пол, старший рассказал бабушке, что в помещениях от духоты у него закружилась голова и его стошнило. Старший ребенок, отзанимавшись в школе, выполняет уроки, и торопится на проповеди. Времени сходить на выставку или в музей у матери нет. Дети из рассуждений матери впитывают отрицание государственного, служб в армии, неприязни к православным. Старший мальчик и без того ослаблен, у него проблемы с позвоночником, малокровие, астматические явления.

Свидетель Федорова Т.Н. показала, что членом религиозной общины Свидетели Иеговы стала ее дочь Юля примерно в 1997 году, оставшись одна с двумя детьми после первого неудачного брака и гибели второго мужа. В то время детям было 2 и 4 года. Под видом прогулок она стала брать их с собой на проповеди. Мальчик, ходивший в детский сад, хотел участвовать в праздниках, выступать, танцевать. Мать не разрешала ему этого из-за запрета организации, в день праздников его просто не водили в детский сад. Такой же запрет был наложен и на посещения праздников младшего ребенка, девочки, тоже вопреки ее желанию и активности. Посещение собраний продолжается, для детей сопровождается битьем и наказаниями голодом. Действует почасовой график, жесткая отчетность, к этому привлекается и Алеша, который тоже составляет свои отчеты. 27 декабря 2001 года Алеша хотел сходить в школу за дневником и на утренник, отказываясь идти на книгоизучение в организацию. Мать волоком затащила ребенка в свою комнату, и оттуда доносились крики и вопли мальчика. Принуждение детей идти на мероприятия религиозной организации случалось и до этого. В январе 2002 года она с мужем обращались в органы опеки для принятия мер по защите детей от воли матери. После этого дочь уехала и некоторое время проживала с детьми в другой квартире. От постоянных и частых мероприятий для религиозной организации мальчик очень устал, жаловался на это, говорил, что в организации все требуют и требуют. Летом во время отдыха дочь возила детей на книгоизучение из Апрелевки в другой населенный пункт, тратила на это по 5 часов, включая 4 часа дороги. Дети приезжали абсолютно измотаны: На отдыхе на Юге было то же время препровождение, проповеди, собрания. Ежедневно Алеша уходит в школу в 8 часов, с небольшим перерывом работает до 9 часов вечера. Из-за наказаний, отсутствия времени мать детям не готовит, кормит их кашками без масла и сахара. Для детей основным питанием стало то, что дают в школе,

В характеристике Белякова Алеши отмечается, что ребенок стал замкнутым, не принимает участия в праздничных мероприятиях

В характеристике на Огневу Вику констатируется, что девочка не посещает основные праздники, замкнута, часто играет одна

По результатам рассмотрения обращения семьи Федоровых орган опеки и попечительства принял решение указать матери на недопустимость посещения детьми собраний Свидетелей Иеговы. В 2004 году органами опеки и попечительства муниципалитета района «Ясенево» Москвы представлены документы, по которым они полагают, что ситуация в семье улучшилась.

Суд критически оценивает новые документы, представленные муниципалитетом, и приходит к выводу о том, что привлечение детей к деятельности религиозной организации имеет место без учета собственного мнения несовершеннолетних и их интересов. Изменение мнения органа опеки и попечительства последовало сразу после обращения Беляковой Ю.В. в суд с заявлением об отмене их предшествующего решения, запретившего вовлечение детей в религиозную организацию. При этом в характеристике на Огневу Вику отмечается, что она замкнута, событиями из своей личной жизни не делится, подруг не имеет. В характеристике на Белякова Алешу отражено, что его отличает очень хороший аппетит, он никогда не отказывается от еды в школе, в еде непривередлив, ест все подряд. Особенности детей, описанные в характеристиках, косвенно подтверждают заявления Федоровых о продолжающемся принуждении детей к участию в религиозной организации. Органами внутренних дел, чья справка использовалась муниципалитетом для принятия решения, вопреки очевидному и известному, констатируется как установленный факт, что Белякова Ю.В. членом организации Свидетели Иеговы не является. Выводам муниципалитета о положительных изменениях и ситуации в семье кроме того, противоречат показания свидетеля Трофимовой Л.И., которая сообщила, что в этой семье на протяжении и последнего времени, 2003-2004 годов, постоянно происходят ссоры, от которых страдают дети, ей самой пришлось успокаивать Алешу, ребенок сильно плакал, уговоры матери на него не действовали. При этом она видела, что у мальчика вся спина красная, мать ребенка сказала, что они просто «толкались».

Свидетель Журавлев Ю.А. показал, что его жена стала членом организации Свидетели Иеговы после их развода, в то время младший ребенок был в 4-5 классе. Жена насильно водила его на собрания, «в душные сборища», он плакал, отказывался идти. Ребенка обманывали, грозили не пустить к папе, если он не пойдет. Сын жаловался, что его бьют, заставляют читать эти книжки. В результате таких действий сын ушел и от организации, и от матери.

Свидетель Кузнецов А.И. показал, что его жена вступила в организацию, когда старшему сыну было 11 лет, младшему 3 года. Дети участвовали в религиозных собраниях, там люди молились, плакали, также плакал и старший сын. Через полтора года их участия в религиозной общине он не узнал детей, в их глазах появился испуг, на его расспросы они сказали, что он не знает, что их всех ожидает — конец света, Армагеддон. Эти разговоры произвели сильное впечатление на младшего ребенка, во время экскурсии с классом он отказался идти на Останкинскую башню, потому что это близко к небу. Под влиянием разговоров про смерть младший в таком раннем возрасте начал говорить про смерть, с плачем расспрашивал его, убивал ли он людей в Афганистане. Он бывал на религиозных собраниях общины, там же находились его дети, атмосфера в зале была такая, что дети плакали. Жена постоянно водила детей с собой по разным местам, чужим квартирам, возле метро, проповедовала, по три раза в неделю, по несколько часов. Зимой дети замерзали.