Ксения Кириллова

4. Кроме того, человек начинает участвовать в богослужениях традиционных конфессий тогда, когда он уже принял или принимает решение о своём вступлении в эту церковь. В «Новой жизни» же на концерты приглашаются часто совершенно посторонние люди, понятия не имеющие о том, что мероприятие имеет цель завербовать их в секту. Сами же сектанты с трогательным вниманием отслеживают процесс вовлечения новых людей: «Каждый день на фестивале ощущалось прекрасное Божье, присутствие. Были моменты, когда люди начинали подпевать и хлопать, переживая осознание любви Бога и к ним, от чего они становились свободными. Иногда такого не замечалось. Но всё-таки у многих, настроенных скептически, появлялось взволнованное выражение лица»67. В этой связи показателен отрывок из ещё одной газеты, ранее выпускаемой в «Новой жизни»: «Какова была атмосфера в четверг и пятницу на ночных служениях?

В какие-то моменты атмосфера была напряжённая, потому что неверующие пришли как на мирской концерт. Хоть и было написано в афишах: «христианский», но это им мало что сказало. А вот на второй день пришли уже те, кого зацепило, те, кто заинтересовался. Они уже осознанно пришли слушать, поэтому многие подпевали, выражали согласие «поддакиванием» и начинали реагировать, когда наша молодёжь вставала. Во второй день было очень благословенно!... Неверующие ребята поняли, что мы их принимаем, а главное, что не нужно оставлять свои таланты, но их тоже можно употребить для славы Божьей. Так оно и прошло в действительности. В Ревде мы хотим уже заранее подготовиться, пригласить местною команду би-боев, у которых более высокий уровень».

Таким образом, можно прийти к выводу, что доведение людей до массовой истерии служит не только средством повышения внушаемости адептов, но и средством вовлечения новых людей, в частности, молодёжи, обладающей неприхотливыми вкусами.

4. Домашние группы

На первый взгляд может показаться, что в харизматических сектах отсутствует членство и строгая централизация, характерная, допустим, для «Свидетелей Иеговы». В частности, на воскресных собраниях царит некий дух разобщённости, когда целью каждого сектанта является лишь самому дойти до высшей точки религиозного экстаза, не обращая внимания на соседа. Вновь пришедших могут сразу не отследить и даже не подойти к ним, что в принципе невозможно в ряде других сект. Однако на так называемых домашних группах («ячейках»), проходящих вечером на неделе (в «Новой жизни» - по вторникам), сразу ощущается жесточайшая централизация и тотальный контроль сознания, притом сразу во всех областях (поведения, мышления, информации и эмоций).

На домашней группе собирается сравнительно немного человек (от 5-ти до 10-ти). Собрание длится около полутора часов, половину из которых занимает прославление. Прославление в ячейке принципиально ничем не отличается от прославления на воскресном служении, с той только разницей, что пение проходит без музыки, и знаменитое неопятидесятническое «говорение на языках» здесь используется во много раз чаще. Практически, всё прославление состоит из нечленораздельного бормотания находящихся в трансе людей, периодически прерываемого немузыкальным исполнением харизматических песенок. Тексты песенок предлагает лидер ячейки. Он и ведёт всё занятие. Авторитет лидера бесспорен, как и авторитет пастора в собрании.

После прославления начинается обсуждение проповедей пастора. Именно так: ни Библии, ни даже книг западных авторов – признанных классиков «теологии процветания», а конкретно пастора Виктора Судакова. Библию сектанты используют крайне редко в качестве не слишком убедительного подтверждения тех или иных мыслей пастора. В частности, на одной из домашних групп подвергалась анализу песня, написанная В. Судаковым и исполнявшаяся лично им в воскресном служении. Для этого руководитель домашней группы раздала всем собравшимся текст данной песни, а затем включила её магнитофонную запись. Присутствующие, вооружившись распечатками, старательно подпевали. Затем руководитель группы устроила настоящий опрос, какова главная мысль песни, сколько в ней действующих лиц, какое главное качество христианина выделяется в Библии, исходя из песни пастора. Сектанты старательно отвечали, подглядывая в записи, сделанные на воскресном служении. Никого, похоже, не смутил тот факт, что произведение Судакова и Библия – вещи не тождественные, а потому качества выделяют разные. Естественно, никакие критические мысли ни по поводу художественных достоинств, ни тем более по поводу смысла пасторской песни, не допускались.

Затем, когда все глубинные смыслы пасторского творения были выявлены, собравшиеся перешли к обсуждению воскресной проповеди вышеупомянутого пастора. Обсуждение очень напоминало «разбор «Сторожевой Башни» у «Свидетелей Иеговы» и строилось по принципу вопрос-ответ. Любопытно, что даже в секте иеговистов в последнее время поощряется пересказ публикаций Общества Сторожевой Башни своими словами. В харизматической же ячейке лидер группы добивалась дословного повторения формулировок пастора, притом – наизусть, без записей. Чтобы подопечные достигли такого уровня, она несколько раз повторила, что к каждому виду служения надо обязательно готовиться.

Альтернативой обсуждению творений пастора является обсуждение передач «Победоносный голос верующего». Разумеется, обсуждение сводится лишь к восхищению уровнем «помазания» Коупленда. Никакие критические мысли не допускаются.

Особенное внимание уделяется вновь обращённым. Не только руководитель малой группы, но и все её члены придирчиво следят, чтобы новичок молился на языках вместе со всеми. У вновь пришедших немедленно выясняются все координаты: ФИО, адрес, телефон, место работы (учёбы). Новичку объясняется, что чтобы достичь благословения, он должен посещать все виды служения, а также записаться на курсы для новообращённых. Идеальной целью провозглашается окончание библейского колледжа и карьера служителя (освобождённого или «служителя полного дня»). Затем адепту помимо руководителя ячейки назначается личный наставник, либо объявляется, что все члены ячейки отныне являются его наставниками. Ему разъясняют, что для дальнейшего «духовного роста» он должен беспрекословно подчиняться начальникам, и только в этом случае на него снизойдёт благодать Божья. В обязанности наставников входит снабжение вновь обращённого блокнотом для записей (проповеди пастора в обязательном порядке должны записываться всеми присутствующими), распорядком ежедневного чтения Библии и иными материалами. Также они обязаны следить за уровнем подготовки «учащегося» и регулярностью посещения им занятий. Адепту разъясняется «теократический порядок» и необходимость соблюдения строжайшей иерархии. Таким образом, человек сразу подпадает под всеохватный контроль группы, внимательно отслеживающей не только его поведение, но и «правильность» его веры, точность усвоения речей пастора, уровень восторженности при исполнении песен, соответствие речи «позитивному исповеданию» и т.д. Контроль над новичками не заканчивается на уровне домашней группы. Все данные о новообращённых в обязательном порядке передаются в «высшие инстанции» вплоть до уровня пастора. Способствует такой передаче отчёт, который обязан составлять каждый лидер ячейки. По новообращённым в таком отчёте предусмотрены следующие главы:

1. ФИО

2. Время прихода в церковь

3. ФИО наставника