Ксения Кириллова

Закончив с Библией, ведущий приступает к конкретным директивам. Это могут быть призывы осуществлять проповедь через Интернет или иные инструкции общего характера. В конце даются домашние задания в виде обязанности разбора новых библейских текстов. Затем лидеры ячеек в обазательном порядке должны сдать руководителю служения отчёты. Данная форма работы практически идентична заданиям, даваемым на Школе теократического служения у «Свидетелей Иеговы». Любопытно, что у иеговистов в «обсуждении» участвуют все члены собрания, а в «Новой жизни» какую-либо инициативу разрешено проявлять только лидерам секты, что, впрочем, объяснимо необходимостью формировать у последних лидерские качества. Остальные члены секты на общих собраниях ведут себя в интеллектуальном плане исключительно пассивна, и вся их активность сводится только к возгласам «Аллилуйя!», «Аминь!» и иному участию в царящем на прославлении безумии.

Кто бы ни был лидером служения, задания собравшимся даются в обязательном порядке, а вот разбор Библии далеко не всегда является необходимой его составляющей. Например, Судаков предпочитает говорить о практических моментах, указывая, сколько времени должна длится ячейка, как часто домашние группы должны делиться, какие составляющие в обязательном порядке должны иметь место на каждой ячейке, каково рекомендуемое количество человек и т.д. Приезжие проповедники уделяют внимание качествам лидера и т.д.

Вторым видом лидерских служений являются лидерские собрания по районам. Проходит оно в будний день каждую неделю (в «Новой жизни» - по средам). Здесь преследуются гораздо более конкретные цели: озвучиваются имеющиеся проблемы (в том числе с указанием на «проблемных» людей), осуществляется «молитва» за различные нужды, даётся подробный инструктаж по различным практическим вопросам. Разумеется, все указания лидера района безропотно выполняются местными лидерами ячеек.

7. Молодёжное служение

В отличие от тех же «Свидетелей Иеговы», где преобладают люди предпенсионного и пенсионного возрастов, основным контингентом вербуемых в «Новую жизнь» являются бизнесмены и молодёжь. В силу специфики секты лица с высоким уровнем интеллекта и внутренней культуры, как правило, не задерживаются в ней, так как основной упор в харизматических собраниях сделан на техники, не совместимые с развитым критическим мышлением. В силу этого и способы завлечения в секту и удержания в ней характерны для среднестатистических потребителей массовой культуры, и представляют собой стандартную молодёжную дискотеку с её мощным идеологическим обоснованием. В результате ощущение эмоционального всплеска, возникающее под воздействием применяемых в секте методик и вызывающее психологическую зависимость адептов от секты, объявляется здесь единственно возможным способом поклонения Богу. Именно этим секта отличается от стандартных молодёжных развлекательных мероприятий. По утверждению сектантских проповедников, неучастие в различных музыкальных танцевальных шоу и концертах приравнивается к отказу от прославления Бога. Таким образом, сектанты, а более всего молодёжь, фактически принуждаются к участию в подобных мероприятиях!

Данное принуждение носит весьма жёсткий характер. Лидер молодёжного служения Олег Казанцев строжайшим образом разбирается с теми, кто опаздывает на данный вид служения даже на пять минут, не говоря уже о тех, кто имел несчастье пропустить служение:

Из проповеди от 02.04.06 г.: «Я никого не буду ходить и уговаривать: придите на собрание, придите на служение… Где у нас Настя? Анастасия где у нас? Здесь, кушают? Придите, позовите их на служение, быстро! Скажите: если их через пять минут здесь не будет, их вообще здесь не будет! Я считаю это ненормальным – когда есть какая-то группа людей, они отделяются от всех, кушают. Вы же все здесь проголодались? Мы же все есть хотим. Почему они на кухне сидят и едят? Ненормально это, нехорошо – я так считаю»

Согнав голодную молодёжь в зал, лидер приступает к «служению». Длится оно приблизительно 2-2,5 часа. Вначале, как и во время основного собрания, следует прославление. Стоит отметить, что помимо основной группы прославления существует соответствующая группа, состоящая исключительно из молодёжи. Именно она, помимо участия в прославлении, занимается подготовкой так называемых «евангелизаций» (выездных вербовочных мероприятий, проводимых летом на территории Свердловской области), о которых будет подробнее рассказано в главе «Прозелитизм»; а также участвует в концертах, организуемых совместно несколькими харизматическими сектами. В рамках молодёжной группы прославления существует танцевальный ансамбль «Моё поколение», активно выступающий на праздниках в различных екатеринбургских вузах. Стоит лишний раз подчеркнуть, что само по себе участие молодёжи в песенных и танцевальных коллективах не является негативным фактором. В данном же случае настораживает то, что все проводимые «Моим поколением» акции, заявленные исключительно как творческие, является на самом деле активными вербовочными мероприятиями. Неопятидесятники во много раз чаще, чем другие сектанты, прибегают к запрещённому принципу конфессиональной анонимности, зачастую просто не указывая, что организованные ими акции несут религиозное содержание. Самым «помазанным» танцем считается брейк-данс. В результате сектантская молодёжь активно, а зачастую агрессивно насаждает в городских высших и средних образовательных учреждениях низкопробную американизированную культуру, часто вступающую в конфликт с традиционными нравственными ценностями российского общества, и объявляет её единственной возможностью служить Богу. В этой связи целесообразно привести отрывок из внутрисектантской газеты «Христианский вестник» от 31.01.2003 года, с.7, где приводится интервью Елены Дреминой, бывшей на тот момент лидером танцевального служения, в котором она рассказывает об отношении зрителей к очередному сектантскому выездному рэп-концерту:

«Кто-то вставал и уходил во время концерта, кто-то все время разговаривал, некоторые что-то выкрикивали. Но этими поступками они отвергали не наши песни, они отвергали самого Иисуса. На наших глазах «растаптывали» нашу святыню, и от этого сердце наполнялось горечью. Но не от того, что нас не приняли, а от того, что эти люди останутся не спасенными. Конечной целью данных мероприятий объявляется «спасение» как можно большего количества людей именно из студентов и иной молодёжи». В данном случае налицо очевидная подмена понятий. Разумеется, если «сам Иисус» сводится к проявлениям массовой поп-культуры, у молодёжи «Новой жизни» просто не может возникнуть желания приобщиться к чему-то иному.

После прославления следует проповедь, звучащая здесь ещё императивнее, чем на утреннем собрании. Пастор требует, чтобы его лекции в обязательном порядке записывались, даёт задания, которые не забывает проверить в следующий раз и требует стопроцентной посещаемости. Словом, данная система напоминает школу или вуз, но не имеет ничего общего с традиционным церковным богослужением. Сам тот факт, что пастор бескомпромиссно настаивает на обязательном посещении «молодёжного служения», противоречит п.5 ст.3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому «не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии». Однако сами сектанты все свои мероприятия именуют в официальных кругах исключительно «богослужениями», подчёркивая добровольность в вопросе их посещения.

Ещё одним способом установления максимального контроля за каждой минутой жизни адепта являются так называемые «молитвенные цепочки». От 8-ми вечера одного дня до 8-ми вечера другого все участвующие в цепочке должны молиться на одну тему, например, за личное посвящение. Молятся участники по очереди, притом каждому указывается определённое время для молитвы. Например, кто-то должен молиться в два, в три ночи, кто-то - в четыре утра, и так далее. В результате весь распорядок дня адепта полностью подчинён руководству секты. Постоянно участие в таких «цепочках» влечёт неминуемое нарушение сна, что, в свою очередь приводит к дальнейшему разделению сознания и воли человека.

В результате практически всё время молодёжи занято репетициями, выступлениями, участием в собраниях (молитвенных и воскресных), молодёжным служением, бывающем раз в две недели непосредственно сразу после утреннего воскресного, подготовкой заданий, посещением домашних групп и т.д. Кроме этого, в секте расписан весь досуг юных членов «Новой жизни». Как уже неоднократно говорилось, любая тоталитарная секта стремится максимально втянуть адепта в свою внутреннюю жизнь, обрезая тем самым все внешние связи своих последователей. В данном случае все усилия пастора направлены на то, чтобы молодые люди проводили всё своё время в обществе друг друга, тем самым изолируясь от внешних контактов. У всех членов «молодёжного служения» лучшими друзьями остаются в результате только соверующие, а общение с «мирскими» сводится к минимуму.

В «Новой жизни» формой совместного проведения времени адептов являются лагеря. Он чаще всего представляет собой аренду турбазы недели на две. В лагере присутствует всё тот же сектантский распорядок дня, что и в обычное время, с той только разницей, что здесь гораздо легче следить за его соблюдением. Знаменитая харизматическая «молитва в Духе» также гораздо активнее осуществляется на природе, где отсутствуют какие-либо выработанные цивилизацией сдерживающие факторы. Приведём отрывок из сектантской газеты «Христианский вестник» от 31.01.03 г., с.8, в котором наставник одного из отрядов Павел Лобанов делится своими впечатлениями о лагере: