Ксения Кириллова

Понятно, что активное участие в сектантских мероприятиях, помимо разрушительного воздействия на детскую психику, существенно сужает возможности детей «участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Дети также, как и взрослые, вызубривают к каждой ячейке содержание проповедей пастора, занимаются глоссолалией и штудируют книги западных проповедников. Более того, к детям применяют все оккультно-мистические практики, имеющие место в секте («исцеление», «возложение рук» и т.д.). Юные харизматы точно также, как и их родители, становятся мишенью для выбивания денег, о чём красноречиво свидетельствуют следующая цитата:

К. Коупленд, «Законы преуспевания», с.16: «Я бы хотел заметить, что эти законы преуспевания действуют для любого человека независимо от возраста. Мои дети пользуются ими точно так же, как я и моя жёна. Они познакомились с Божьей финансовой системой, и верят, что Бог даст им все, что нужно и получают. Помню, как нам нужен был фургон для перевозки оборудования. Ко мне пришла моя дочка Келли и сказала: «Папа, я хочу первой дать деньги на фургон». У неё было пара долларов, она отдала их, и мы заключили совместное соглашение. Затем она начала исповедывать, что деньги вернутся к ней, и так случилось. На это не потребовались месяцы, она не стала хныкать, а просто сказала: «Во имя Иисуса – это принадлежит мне!».

Однажды наш маленький сын, которому тогда было лет шесть, пришел ко мне и сказал: «Папа, я хочу дать свои деньги». Никто не говорил ему об этом, он просто пришил по водительству Господа. Он не совсем понимает, что его направляет Бог. Он просто реагирует на это. Он – ребенок. (Именно так мы должны реагировать – быть послушными, как дети). Он дал свои деньги на служение и начал верить, что Бог воздаст ему. Несколько дней спустя, он получил! Шестилетний мальчик! Этот принцип обильно срабатывает и для него!»

В «Новой жизни» существует также детская воскресная школа (летом – только воспитательная группа). Длится она в то же время, что и воскресная проповедь, и посвящена обсуждению библейских сюжетов (в данном случае – «теологии процветания») на доступном детям языке, часто в игровой форме. На школе существует время для досуга, игр, на практике выливающееся в то, что дети бегают без присмотра по коридорам ДК «Энергетик», в то время как взрослые внимают речам пастора. Дети на школе разделены по возрастам, и к самой младшей группе относятся малыши 2-3-х лет. Вне зависимости от возраста, дети воспитываются исключительно в соответствии с указаниями Судакова на основе его проповедей. Как отмечает в одном из своих интервью Юлия Осипова, один из воспитателей воскресной школы, «Мы просим водительства Духа Святого и часто так получается, что тема пастора на воскресном собрании совпадает с той темой, которую мы даем на детском служении. По сути происходит двухстороннее влияние Бога на одну семью, не только родителей ведет пастор, но и мы стараемся вести детей в том же Духе»68. Если мы вспомним, что 80% проповедей пастора посвящены пожертвованиям, а остальные так или иначе к ним сводятся; что в секте культивируется резко отрицательное отношение к традиционным культурным и религиозным ценностям, а храмы и иконы, ставшие неотъемлемой частью культурного наследия России, объявляются идолами, тогда как неистовая «молитва» адептов Йонги Чо в Корее объявляется примером для подражания, становится понятным, что попытка вести детей «в том же Духе» не приносит ничего, кроме вреда развитию ребёнка.

Следует отметить также, что «воспитатели» воскресной школы зачастую не имеют педагогического образования, и в лучшем случае окончили Библейский колледж в самой «Новой жизни». Навыки обращения с детьми они подчёркивают там же, где инструктируются по различным вопросам все остальные сектанты, а именно, на ячейках:

«Также у нас проходят «детские ячейки», где собираются не дети, а детские служители. Это единственный день в неделю, когда мы можем собраться вместе.- На ячейке сложилось основное ядро, на которое я могу положиться. На этих ячейках мы обсуждаем создавшиеся проблемы в служении, делимся словом. Раньше, когда мы собирались в ДК Лаврова, у нас не было возможности слушать слово на взрослом богослужении, а без этого самим просто тяжело выжить. Поэтому раньше ячейки были посвящены слову воскресной проповеди, кто хотел, мог брать кассеты и слушать проповедь…»69

Ещё одним негативным моментом является то, что роль общеобразовательной школы существенно принижается в сравнении с сектантской: «Общеизвестно, что учебная деятельность для школьника ставится на первое место. Но все-таки воскресная школа — это духовная школа, которая должна быть ещё выше по своему значению. Я нисколько не хочу принизить роль общеобразовательной школы, но хочу обратиться к родителям. Пока вы сами не поймете, насколько важна воскресная школа для ваших детей, вы не сможете им помочь ни в учебе, ни в духовном становлении и росте… Бывают трудности с посещениями, может быть, далеко везти детей, и жалко их, но, по сути, испытания закаливают нас… Самый первый признак осознания родителями важности детских служений — это постоянное присутствие на уроках их детей. Пример тому - наш пастор. Его дети ходят каждый раз, за исключением их болезни. Я просто призываю равняться на нашего пастора!.. Ребятам даются практические задания, помимо чтения текстов и заучивания золотых стихов. Насколько ребенок доброжелателен, отзывчив ли он, послушен ли он, способен ли рассказать о Боге своим друзьям…»70.

В данном случае налицо активное вовлечение ребёнка в организацию, зачастую против его воли, а также принуждение детей к проповедничеству. Более детально призывы к проповедничеству в детской среде звучали в проповеди В.Судакова от 28.08.05 г., то есть накануне 1 сентября. В начале проповеди пастор пригласил на сцену первоклассников, поздравил их и обратился с просьбой проповедовать в тех школах и классах, где будут учится дети. Пастор утверждал, что, находясь в общеобразовательной школе, у ребенка есть возможность проповедовать, а затем благословил каждого, наставляя на проповедь своим одноклассникам. Далее Судаков обратился к родителям с тем, чтобы они постоянно учили ребёнка тому, что его дом – это церковь «Новая жизнь».

Отечественные и международные правовые акты, зная об опасности сект и пытаясь предвидеть подобные случаи, предусмотрели определённые гарантии соблюдения прав ребёнка в подобной ситуации. Так, в ч.2 ст.6 Конвенции о правах ребёнка предусмотрен общий принцип, согласно которому «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка», а в ч.1,3 ст.14 Конвенции о правах ребёнка отмечается: «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии… Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц»

Отечественное законодательство в развитие этих принципов предусматривает право ребёнка самостоятельно выбирать религию или не исповедовать никакой, а также гарантирует защиту от злоупотреблений со стороны родителей в этой связи. Так, в п.2 ст.56 Семейного кодекса прямо указано, что «Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей», а ст.57 Семейного кодекса обращает внимание на то, что «Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы»

В специальном законодательстве, посвящённом свободе совести, данный вопрос также затрагивается. В п.5 ст.3 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" указано: «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих». На практике же вовлечение детей зачастую происходит обманными методами, без согласия родителей или одного из них. На молодёжных ячейках, где присутствуют в том числе и несовершеннолетние лица, в обязательном порядке следует молитва «за тех, у кого родители против». Дети этих родителей, по словам сектантов, периодически приходят на мероприятия «Новой жизни», прибегая при этом к обману своих близких. Автор лично была свидетелем того, как после показа вербовочного фильма «Иисус» на беседу был оставлен десятилетний мальчик, у которого проводящая беседу сектантка пыталась взять все координаты и убеждала прийти на следующую беседу, даже ценой сокрытия правды от родителей. Примеры подобного подхода есть и в сектантских газетах: «На детское служение мы приглашали ребятишек из летних городских лагерей, из дворов, с улиц города. Впервые были отпечатаны специальные детские визитки… На второй день фестиваля мы с Ириной Водовозовой отправились в центр города. Был жаркий день. Посреди площади находился фонтан, в нем плескались ребятишки. Мы с Ириной разделились, я подошла к малышу, который сидел на бортике фонтана, показывала ему буклеты, приглашала на собрание»71. Правда, в этой же газете указывалось, что согласие родителей было обязательно, но на практике неизвестно ещё ни одного случая, когда отказ кого-то из родителей стал бы основанием для прекращения вовлечения ребёнка в секту.

Помимо перечисленных случаев часты ситуации, когда один из родителей вопреки воле другого приводит детей на собрания «Новой жизни». Однако о необходимости учёта мнения обоих родителей говорит Конституция и Семейный кодекс. Так, согласно п.2 ст. 38 Конституции: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

П.2 ст.31 Семейного кодекса отмечает, что «Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов», а в п.1 ст.1 Семейного кодекса подчёркивается: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)».

Стоит ли говорить, что все перечисленные нормы бесцеремонно нарушаются неопятидесятниками, поэтому дети адептов более всего страдают от последствий деятельности данной секты.